Как работает VR? Разбор
У VR есть такая особенность. Все, кто попробовал нормальный VR обязательно хотят подсадить на эту тему всех своих друзей и близких. Всё дело в том, что VR — это потрясающие ощущения, о которых невозможно рассказать. Это обязательно надо пробовать самому.
Но VR — это не только крутой опыт. Это еще и крутые технологи, которые какие-то 10 лет назад назвали бы фантастикой, а теперь они доступны нам в домашних условиях.
Сегодня мы расскажем вам про все крутые технологические фишки в современных VR-девайсах. А поможет мне в этом первая в мире модульная VR система — HTC Vive Cosmos Elite.
Трекинг

Как понимаете, подменить нашу реальность на виртуальную — задача непростая. Поэтому в мире VR применяются очень хитрые технологии. И первый интересный набор технологий, который используется в VR шлемах — это трекинг.
К трекингу в современных VR шлемах есть два кардинально разных подхода. Первый называется inside-out tracking или внутренний трекинг. Он работает незамысловато.
На шлеме размещаются несколько камер с широким углом обзора, которые отслеживают ваши контроллеры и положение шлема относительно предметов окружающей среды. А чтобы контроллеры точно были видны — они подсвечиваются. Плюс такого подхода, в том что он дешевый и простой в настройке и использовании.
Минус — такой трекинг не самый точный, а также камеры не могут фиксировать положение рук когда они вне обозрения — например, за спиной. А руки за спиной в VR-играх — это не редкость. Например, когда вы машете лазерным мечами like-a-pro в Beat Saber. Также там часто прячут инвентарь и тяжелое оружие.
Такая система трекинга используется в Oculus Rift S и Quest, а также у младшего HTC Vive Cosmos.

Другая система называется Lighthouse, что переводится на русский как маяк. Но проще всего систему назвать внешний трекинг. В ней маяки или базовые станции ставятся друг напротив друга очерчивая вашу игровую зону и поехали.
Сначала первая базовая станция мигает инфракрасным светом. Сразу за ним испускается широкий падающий лазерный луч. Каждое ИК-мигание это начало отсчета. И так 60 раз в секунду.
С момента получения первого мигания шлем и контроллеры начинают отсчет 1,2,3 и так далее. Затем их датчики улавливают лазерный луч. Но из-за смещения датчиков в пространстве один датчик уловит луч на отсчете 3, другой на 5, третий, например, на 11. И как раз базируясь на этой задержке в отсчете от датчиков и рассчитывается положение шлема и контроллеров в пространстве.

Внешний треккинг куда более точный и надежный. Но в начале немного времени придется потратить на установку маяков — я их поставил на штативы, но можно положить на полку или прикрепить к стене.
Такая система используется в Oculus Rift, Valve Index, HTC Vive первой волны, и в текущем HTC Vive Cosmos Elite. Но конкретно с Vive Cosmos есть нюансы.
В самом начале я вам сказал, что Vive Cosmos — это целая модульная экосистема. Которая состоит на данный момент состоит из двух предложений:
- Обычный Cosmos
- Премиальный Cosmos Elite
В обеих версиях используется один и тот же шлем, но в них используются разные модули. Так в базовой комплектации в шлеме установлена передняя панель с внутренним трекингом. На ней целых шесть камер с широким обзором на 310 градусов. Также в комплекте нет маяков и контроллеры соответственно там для внутреннего трекинга — светящиеся.

А в Elite в комплекте идут все модули для внешнего трекинга. Но весь прикол в том, что меняя модули одну модель можно превратить в другую.

Например, можно проапгрейдиться с младшей модели на старшую. А можно пойти дальше и подключить к старшей модели самые продвинутые контроллеры с трекингом всех пальцев Knuckles от Valve Index. Представляете, они прекрасно будут работать, если вы конечно где-то их найдёте.
Экраны

Следующая важная технология — это экраны. Критичным для экрана в VR является время задержки отображения. OLED-экраны самые быстрые, поэтому с них и началось освоение. Но с ними возникла другая проблема.
Дело в том, что когда вы используете VR шлем, ваши глаза находятся очень близко к дисплеям и крайне важно иметь очень высокое разрешение и плотность пикселей. Поэтому OLED-дисплеи для VR сегодня — не лучший выбор. В OLED диоды находятся на почтенном расстоянии друг от друга и используется PenTile-раскладка. Поэтому такие дисплеи выглядят зернистыми и появляется эффект москитной сетки. В будущем эти проблемы скорее всего решит microLED.
А пока лучший выбор для VR — это именно Super-Fast LCD. По сути, это тот же IPS только быстрый. Именно такой стоит в HTC Vive Cosmos Elite.

Второй важный параметр — это частота обновления она должна быть минимум 80 Гц, а лучше 90 или выше. Сейчас самая высокая частота у шлема Valve Index — 144 Гц, но на практике вряд ли вы найдет компьютер, который может выдавать такой FPS, ведь в VR нужно рендерить две разные картинки одновременно, для левого и правого глаза.
Что мы имеем в Vive Cosmos Elite? Те самые Super-Fast LCD дисплеи, частота обновления 90 Гц и самое высокое на потребительском рынке разрешение 1440 × 1700 пикселей для каждого дисплея, в итоге получается 2880 x 1700 пикселей.
В Valve Index и HTC Vive Pro разрешение немногим меньше — 1440 × 1600, то есть разница всего 100 пикселей в высоту. И кажется что это немного, но в VR-шлеме эта разница ощущается и в том числе играет в пользу угла обзора.
Это третий важный параметр в VR. Тут он 110 градусов благодаря линзам, которые наложены на экран для придания изображению сферической картины, привычной нашему глазу.
Чем больше угол обзора, тем меньше выражается эффект «экранного окна» и мы больше приближаемся к полному охвату человеческого зрения. Более того в HTC Vive Pro был OLED-экран, поэтому переход на IPS (Super Fast LCD) и увеличение разрешения тут очень заметны.
Еще одна крутая технология, о которой хотелось бы рассказать, сейчас есть в профессиональных решениях от HTC. Это система трекинга глаз — Vive Pro Eye и она позволяет реализовать технологию фовеального рендеринга.

Дело в том, что наш глаз видит четко только ту область куда он сфокусирован, все что вокруг он воспринимает чуть размыто. Зная, куда направлен взгляд в тот или иной момент, можно отображать эту область с максимально возможным качеством. А остальную область на экране можно не рендерить в полном качестве. В итоге такой лайфхак дает серьезное улучшение картинки при одинаковом железе. Это очень крутая технология. Сейчас даже научились отслеживать саккады.
Беспроводные технологии
Окей идём, дальше. Как вы считаете, что больше всего мешает погружению в виртуальную реальность. Думаете невысокое разрешение? Нет, это не так. Самое большое ограничение сегодня — провода!

И вот у HTC есть огромный козырь в рукаве. Существует беспроводной набор — VIVE Cosmos Wireless Adapter Attachment Kit. Эта штука работает на особенном стандарте Wi-Fi — 802.11ad. Это не Wi-Fi 6 и не Wi-Fi 5. Стандарт называется WiGig и работает он на частоте 60 ГГц, поэтому скорость фантастическая и нет задержек.

Правда батарейки хватает всего на 2 -2 ,5 часа игры, и в компьютер нужно вставить отдельную плату PCI express. Но в любом случае на сегодня это самое передовое решение, чтобы играть без проводов. И хоть конструкция кажется немного громоздкой, это дает совершенно новый опыт -полноценный VR без проводов.

Но самая главная VR-технология — это игры! Поэтому подрубаем всё и играем!
Один из Мифов VR, что не во что играть, а это вообще не так. У HTC есть свой сервис подписки Viveport. Cейчас там 1168 тайтлов, совместимых с Cosmos Elite. При этом 2 месяца подписки вам сразу дают в подарок. Но если сразу с головой пустить в VR, то это безусловно Half Life Alyx!
Поверьте мне, только ради этого одного стоит попробовать VR. Когда я впервые включил Alyx, я минут сорок стоял в первой локации на балконе кидал вниз банки разглядывал все вокруг и просто восторгался.
Многих волнует вопрос укачивания в шлемах виртуальной реальности. Проблема может возникать от нескольких параметров — низкая точность трекинга или например высокая задержка — тут с этим проблем нет. В играх, где вы стоите на месте, например, в том же Beat Saber, я сразу чувствовал себя комфортно!
Но при этом, если вы хотите чувствовать себя как рыба в воде в любом VR мире, вестибулярку придется подучить. Это больше касается моментов, когда ваш персонаж в игре перемещается, а вы стоите или сидите на месте. Именно от этого и возникает конфликт: мозг не понимает, как такое может быть. Поэтому для плавного погружения лучше выбирать режим перемещения «телепорт», а потом плавно пробовать полное перемещение, мне хватило недели, играя час в день, чтобы весь дискомфорт прошел. Потом остается только кайфовать — и это того стоит!

Half Life Alyx отлично подходит для такого обучения — но это всего один проект, который при этом безусловно лучший. Я уверен, что будут появляться проекты еще круче, они уже в разработке.
Другой отличный пример Walking Dead: Sins and Sinners. Но этот проект я не рекомендую людям со слабыми нервами. Ещё есть вирусный Beat Saber, в котором я провел немало часов. В общем и целом, игр хватит не на один месяц игры.
Кстати, чего не хватает во многих шлемах, это связи с внешним миром. В HTC Vive Cosmos можно «открыть забрало» — откинуть экран и посмотреть, что происходит вокруг.
Будущее VR
Но давайте заглянем, куда же будет двигаться в VR в ближайшие годы. Естественно, мы хотим полного погружения в виртуальные миры как в фильме Get Ready Player One или в русском переводе «Первому игроку приготовиться». Поэтому уже сейчас начали появляться VR-костюмы с отдачей, либо их можно собрать самому.
Экосистема Vive Cosmos подразумевает подключение дополнительных модулей, которые можно закрепить на ногах или других частях тела. Это даст вашему аватару еще больше живости. Уже сейчас некоторые энтузиасты используют такие модули для VR-чата и в других социальных VR-платформах. История с Covid только подталкивает это развитие вперед.
Лично я уже посетил несколько VR-ивентов, презентаций, концертов, даже ходил в кино с друзьями. Это целый мир, который появляется и быстро развивается при нас. Мир с безграничными возможностями не только в играх.
Кроме общения вы можете творить в VR, создавая 3D-модели, как скульпторы, архитекторы, аниматоры.

Говоря о кино, Джон Фавро при съемках Маугли активно использовал VR для погружения актеров в мир будущего фильма. И с каждым днем появляется все больше профессионального софта для разных областей. Уверен, что скоро появятся профессии, которые будут существовать только в VR.
Понятно что сейчас VR — это дорогое удовольствие. Шлем HTC Vive Cosmos Elite в России стоит 100 тысяч рублей. При этом можно докупить беспроводной адаптер. Не стоит забывать, что для игр в VR понадобится и еще и мощный ПК.
Порог входа — высокий, но за билет в будущее иногда стоит заплатить, особенно когда хочется попасть туда раньше остальных.
Какой телефон нужен для VR очков? Технические требования и ТОП лучших смартфонов
Виртуальная реальность с каждым годом становится все доступнее – технология, ранее ориентированная только на «избранных» пользователей, сегодня получает широкое распространение.
Чтобы работать с VR, достаточно очков либо шлема – гаджет может быть оснащен собственным экраном (такие модели обычно стоят дороже) или предполагать установку смартфона. Главное – телефон должен соответствовать минимальным требованиям, иначе погрузиться в фантастический мир не получится, устройство «не потянет» игру, приложение или фильм.
Технические характеристики смартфона для работы с виртуальной реальностью
Требования к смартфону для работы с VR устанавливаются индивидуально каждым производителем очков и шлемов – многое зависит от самого устройства виртуальной реальности. В большинстве случаев достаточно, чтобы телефон соответствовал ряду критериев:
- диагональ экрана – около 5 дюймов (111 на 62 мм), идеальный вариант – от 4,5 до 5,5 дюймов, хотя отдельные очки поддерживают телефоны с экраном от 4 до 6 дюймов;
- разрешение экрана – Full HD (1920х1080), QHD – от 2560х1440, если меньше – картинка будет распадаться на пиксели;
- процессор – чем мощнее, тем лучше будут воспроизводиться «тяжелые» игры, минимально – Quad-Core 1,6 ГГц;
- датчики – обязательны гироскоп и акселерометр, а также GPS;
- операционная система – Android 4.1, iOS – 6.0, Windows 7.0 (для последней ОС приложений немного);
- емкость батареи – от 4000 мА*ч, если планируете играть больше 2 часов без подзарядки.
Прежде чем покупать VR очки или шлем, убедитесь, что смартфон соответствует требованиям для выбранного устройства. Кроме того, дополнительные требования заявляют и производители игр (приложений) – в особенности к версии операционной системы.
Какие смартфоны идеально подойдут для VR устройств?
Гаджеты виртуальной реальности успешно работают с большинством современных моделей смартфонов даже в бюджетной категории. Так, гарантированно с VR очками взаимодействуют:
- Xiaomi Redmi Pro – экран 5,5 дюймов, внутренняя память от 32 до 128 Гб, встроены необходимые датчики;
- Huawei nova – дисплей 1920х1080 с качественной цветопередачей обеспечивает четкую картинку, встроен мощный 8-ядерный процессор;
- Google Pixel 3a – экран с разрешением 2220х1080, объем встроенной памяти – 64 Гб;
- Sony Xperia Z5 Dual – продвинутый гаджет с 8-ядерным процессором и IPS-экраном 1920х1080;
- Samsung Galaxy s9 – бюджетная модель 2018 года с 5,8-дюймовым экраном, 4 Гб «оперативки» и ОС Android 8.0
- iPhone 6 и выше – устройства на базе iOS отлично поддерживают VR формат и отвечают даже продвинутым требованиям.
Список устройств, поддерживающих виртуальную реальность, можно продолжать долго – сюда относятся практически все флагманские модели популярных производителей. С разрешением и диагональю экрана, операционной системой и процессором проблем обычно не возникает, но вот присутствие необходимых датчиков обеспечено не во всех гаджетах.
Если же смартфон не соответствует минимальным требованиям, есть два выхода – приобрести новый телефон либо обратить внимание на VR очки и шлемы, оснащенные собственным экраном и подключаемые к ПК. Попробовать поиграть в полноценные VR-шлемы вы можете в нашем клубе.
VR BOX для телефона — как выбрать и пользоваться виртуальными очками

Самый простой и дешёвый способ погрузиться в виртуальный мир – использовать очки виртуальной реальности для смартфонов. Сегодня без труда можно приобрести как совсем недорогую модель из картона, так и продвинутый VR шлем с кучей разных настроек. Как же выбрать и настроить вр очки? Как проверить совместимость и подобрать правильный смартфон? В этой статье мы подробно рассмотрим все эти вопросы.
Что такое VR очки и виртуальная реальность
Виртуальная реальность (искусственная реальность, англ. virtual reality, VR) — созданный программными средствами искусственный мир, демонстрируемый человеку с помощью технических устройств через его чувства: зрение, слух, осязание, обоняние. В виртуальной реальности возможно управление действиями персонажа, перемещение предметов, получение обратной связи от происходящего.
Очки виртуальной реальности (VR BOX) – VR шлем, который надевается на голову зрителя и переносит его в виртуальный мир. Это может быть игра, в которой нужно сражаться с зомби, виртуальная экскурсия по музею или другое. Не зря технологию назвали виртуальной реальностью, она создает полное ощущение присутствия. Не выходя из дома, можно побывать в любой точке земли или очутиться в выдуманном мире.

Очки виртуальной реальности для смартфона
Популярные производители vr очков для телефона: Shinecon, BoboVR.
Для чего нужны вр очки для смартфона
Шлем VR должен иметь дисплей, которой показывает изображение. В случае с телефоном, роль экрана выполняет сам гаджет. Смартфон устанавливается в VR Box, в совокупности, получается устройство для демонстрации виртуального мира. Как же работают очки виртуальной реальности? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотри их устройство и принцип действия.
Принцип работы VR очков для телефона
Для создания шлема виртуальной реальности потребуется:
- VR Box для смартфона.
- Смартфон.
- Установка программного обеспечения – приложение или игра.
Посмотрим, как устроен шлем виртуальной реальности для мобильника:

Устройство VR очков для телефона
- Слот для установки телефона – расположен в дальней части от глаз. Имеет крепления для надежной фиксации гаджета.
- Линзы – предназначенная для фокусировки зрения на экране. Эта деталь необходима, потому что дисплей расположен близко к глазам. Сосредоточить взгляд без линз никак не получится.
- Корпус – препятствует попаданию света и вида посторонних предметов в поле зрения. В более простых моделях может отсутствовать.
- Накладка на лицо и крепление на голову – для удобства фиксации на голове. Этих элементов тоже может не быть в простых моделях. В этом случае очки просто прижимаются к лицу руками.
Итак, телефон крепится перед глазами, а линзы фокусируют взгляд на дисплее. На экране выводится изображение в vr формате, которое делится на две части – для левого и правого глаза.

VR режим просмотра на смартфоне
Благодаря конструктивной особенности, каждый глаз видит только предназначенную для него картинку. Мозг человека обрабатывает информацию, полученную от каждого глаза, и объединяет ее в одно изображение. Благодаря этому, создается стереоскопический эффект. Такой же результат мы получаем при просмотре 3D фильмов в кинотеатре. Только там разделение изображений для глаз достигается за счет фильтров в 3D очках.
Взаимодействие с миром виртуальной реальности происходит посредством встроенных датчиков телефона – гироскоп и акселерометр. Поэтому при повороте или наклоне головы изображение в vr очках двигается в туже сторону. Это придает дополнительное ощущение реальности.
Некоторые модели очков имеют функциональную кнопку, которая позволяет производить действие – запустить игру, произвести выстрел, поставить на паузу видео. Если такой кнопки нет, можно подключить к телефону bluetooth пульт или джойстик.
Как выбрать очки виртуальной реальности для смартфона
При выборе vr очков, в первую очередь нужно обратить внимание на поддерживаемый размер экрана (длина диагонали в дюймах). Другими слова, какой смартфон поместится в данный vr box. Некоторые модели очков сделаны под конкретные мобильники. В этом случае их можно будет использовать только с одной моделью телефона.
Предложений на рынке много, выбрать нужную модель поможет наш обзор самых популярных очков виртуальной реальности для смартфонов: Shinecon, BoboVR
Многие vr шлемы универсальны и имеют возможность подстройки крепления под заданную диагональ дисплея. В большинстве случаев подходит размер экрана 4-5.7 дюймов. Такой разброс дает возможно использовать многие популярные телефоны.
Bobovr Z6

VR Shinecon G07

В остальном, функционал vr очков подбирается под собственные нужды. Это могут быть:
- Встроенная акустика или возможность подключить свои наушники.
- Различные крепления смартфона.
- Варианты подстройки очков (об этом подробнее ниже).
- Наличие кнопок управления.
- Другие конструктивные особенности.
Какой телефон подойдет для VR — советы по выбору
Сразу отметим, что подойдут все популярные операционные системы – Android, iOS, Windows Mobile. Большое внимание при выборе смартфона стоит уделить дисплею и наличию необходимых датчиков. Именно хороший дисплей является показателем качественного изображения при просмотре vr контента. Каким же должен быть экран?
- Чем больше дисплей, тем больше будет поле обзора в очках виртуальной реальности. Только не стоит забывать о максимально допустимом размере диагонали вашего VR бокса.
- Разрешение экрана должно быть высоким. Чем больше количество пикселей, тем меньше вы будете замечать назойливые квадратики при просмотре. Желательно разрешение дисплея от 1920×1080 пикселей и выше.
Если от качества экрана зависит только качество изображения, то без наличия необходимых датчиков смартфон вовсе не подойдет для использования в VR режиме. Какие же датчики нужны?
- Гироскоп – прибор для измерения угла наклона относительно трех плоскостей.
- Акселерометр — это датчик, измеряющий кажущееся ускорение. Прибор сигнализирует системе смартфона о том, что он двигается и в каком положении находится в данный момент.
Без акселерометра и гироскопа гаджет не сможет отслеживать положение в пространстве, а значит нельзя будет считывать движение головы в очках виртуальной реальности.
Как проверить смартфон на совместимость с виртуальной реальностью
Скорее всего сенсорный телефон у вас уже есть, остается только проверить подходит ли он к использованию с очками VR или нет. Для этого можно воспользоваться специальным приложением. Чтобы найти такую программу, нужно зайти Play Маркет (Android) или App Store (iOS – iPhone) и ввести запрос «VR тест» в поисковой строке. В результате вы увидите целый ряд приложений для проверки совместимости. Для примера установим программу «VR Checker» на Андроид.
Работа приложения крайне проста, после запуска оно автоматически проведет анализ и покажет результат:

Проверка телефона на совместимость с виртуальной реальностью
- Версия операционной системы;
- Размер дисплея;
- Разрешение экрана;
- Наличие необходимых датчиков.
Для проверки мы использовали телефон Xiaomi Redmi 4 pro. Даже эта совсем неновая модель выдает оптимальный результат.
Если результат вашей проверки положительный – смело можно приступать к выбору подходящих VR очков для вашего телефона.
Как пользоваться очками VR для телефона
Если у вас уже есть очки виртуальной реальности для смартфона остается выполнить несколько простых шагов:
- Скачать приложение для VR на мобильный и запустить его.
- Установить смартфон в вр шлем так, чтобы центральная перегородка очков была ровно посередине экрана. Во многих приложениях при запуске появляется специальная разметка, облегчающая данный процесс.
- Настроить телефон под конкретную модель vr очков.
- Настроить vr очки.
- Закрепить очки на голове и играть.
Как настроить смартфон для виртуальной реальности
Настройка VR в телефоне чаще всего не понадобится, играть и использовать приложения можно будет сразу. В некоторых программах есть возможность подстройки проекции под разные модели vr очков. Например, в приложении Carboard потребуется указать вашу версию очков. Все происходит автоматически. Для этого нужно сканировать QR-код, расположенный на корпусе VR бокса или в инструкции по применению. Если кода нет, можно попробовать найти его на сайте производителя. После сканирования QR-кода все настройки применятся автоматически, они необходимы только для приложений виртуальной реальности от Google.

Пример QR-кода для настройки VR в телефоне
Устанавливать связь между VR очками и смартфоном не нужно, по сути они являются только креплением смартфона на голове. Поэтому не стоит волноваться о том, как подключить очки виртуальной реальности к телефону.
Как настроить VR очки
Если ваш VR Box не имеет возможности настройки, этот шаг можно пропустить. В большинстве универсальных VR очков при помощи колесиков и рычажков можно настроить:

Настройка очков виртуальной реальности для смартфона
- Расстояние между линзами. Чаще всего колесо настройки находится в центре корпуса сверху или снизу.
- Фокусное расстояние – перемещая вперёд/назад крепление с телефоном или линзы.
- Замена диоптрий для различного уровня зрения.
- Настройка крепления на голову.
Такими нехитрыми действиями можно легко подстроить очки виртуальной реальности по свои анатомические особенности.
Подключение аудио гарнитуры
Если у vr очков есть наушники, их необходимо подключить к телефону:
- С помощью провода подсоединить в разъем наушников телефона (если такой имеется) или использовать переходник для mini jack 3,5.
- Использовать блютуз подключение если наушники в очках беспроводные. Подключение аналогично синхронизации с любыми беспроводными наушниками.
После подключения наушников, будет доступно управление звуком кнопками на корпусе очков виртуальной реальности.
Как подключение bluetooth геймпад или пульт к VR очкам
К телефону можно подключить блютуз джойстик или пульт. Это намного облегчит навигацию в VR режиме. Например, в плеере для просмотра видео 360 можно будет включить паузу и перемотать ролик. А в некоторых играх пульт просто необходим для совершения ряда действий.
Как выбрать VR-систему
![]()
Одна из самых ожидаемых игровых технологий — VR — потихоньку становится реальностью. VR-cистем производится все больше, их возможности растут с каждым месяцем, да и цены на них уже не выглядят запредельными. Как выбрать VR-систему, какие ее характеристики важны, а какие — не очень? Ответы — в этом материале.
Параметры изображения
Казалось бы, чего особенного в изображении VR-очков? Просто очередной дисплей очередного гаджета со знакомыми характеристиками и принципами их выбора. Но нет, тут есть некоторые тонкости.
Разрешение
Как обычно, чем выше, тем лучше. Правда, в остальных гаджетах разрешение уже перешагнуло предел, за которым отдельные пиксели становятся неразличимы. Подробнее об этом можно почитать здесь. А вот в случае с очками VR большинство пользователей жалуется на эффект «комариной сетки» — хорошо различимы не только пиксели, но и пространство между ними.
И это при том, что разрешение большинства очков на первый взгляд выглядит неплохо. От 2880х1600 до 4320х2160 — получше, чем у топовых смартфонов. В чем дело?
В том, что очки претендуют на захват всего поля зрения, а не маленькой его части, как в случае со смартфонами. Избирательность зрения среднего человека составляет примерно 1 угловую минуту, а поле зрения — 210 градусов по горизонтали и 140 по вертикали. Получается, что разрешение, при котором пиксели начнут сливаться, составляет 12600х8400! И это при размерах экрана не больше, чем у обычного смартфона. Пока что нет ни таких дисплеев, ни видеокарт. И пиксели в VR-очках будут видны на любой модели.
![]()
Поэтому сейчас разрешение в VR-очках — один из важнейших факторов. Тут можно привести аналогию с мониторами и видеокартами в 90-х годов. Основным игровым разрешением тогда было 320х200. Именно в таком разрешении миллионы людей упоенно играли в Doom. И каким же прорывом казалось на этом фоне разрешение 640х480. С очками примерно так же — увеличение разрешения очень сильно влияет на эффект от картинки. Намного больше, чем, например, в видео — переход от 2К к 4К.
Угол обзора
Один из способов снижения требований к разрешению — снижение угла обзора. Стоит горизонтальный угол обзора уменьшить с 210º до 100º и пикселей по горизонтали для их незаметности нужно уже всего 6000 вместо 12600. Производители утверждают, что это вполне приемлемо, ведь область зрения, в которой человек видит объекты более или менее четко и того меньше — всего 60º. Вот только при снижении угла обзора возникает неприятное ощущение, будто вы смотрите на окружающий мир через трубу или водолазную маску. Это ощущение так и назвали — эффект водолазной маски.
![]()
Но если не скашивать глаза, он начинает проявляться только если угол обзора меньше 120º. Именно поэтому у лучших VR-очков угол обзора составляет 120º, а у топовых моделей — 140º и даже больше — вплоть до 200 º. Но не забывайте — чем больше угол обзора, тем больше должно быть разрешение.
![]()
Частота обновления экрана
Здесь все стандартно. Чем выше частота обновления, тем плавнее движение объектов на экране. Но ставить этот параметр в приоритет не стоит:
- Во-первых, на эффект погружения он влияет меньше, чем разрешение или угол обзора.
- Во-вторых, разница между частотой обновления в 75Гц и 100Гц будет заметна только тогда, когда видеокарта может стабильно выдавать больше 75 FPS. Если этого нет, то лучше потратиться на апгрейд видеокарты, чем гнаться за высокой частотой обновления.
Датчики и контроллеры
VR-системы — это не только 3D-видео. Это еще и взаимодействие с окружающим миром. Без этого полного погружения достичь не удастся. Все взаимодействие можно разделить на две части:
- изменение изображения при движении, поворотах и наклонах головы;
- отслеживание движений рук, ног и тела игрока.
Все это обеспечивается с помощью датчиков, расположенных в шлеме или в базовых станциях, контроллерах и трекерах.
![]()
Встроенные датчики
- Гироскоп отслеживает положение шлема VR относительно земной поверхности. Когда вы наклоняете голову, изображение в очках VR тоже синхронно наклоняется. Это происходит благодаря гироскопу.
- Акселерометр (точнее, комплект из трех акселерометров) отслеживает передвижения шлема в пространстве. Акселерометр и гироскоп работают в комплексе, обеспечивая точное и быстрое распознавание любых движений головы.
- Магнитометр отслеживает положение шлема относительно магнитного поля Земли. Он обычно используется для повышения точности при сложных движениях головы.
- Датчик приближения измеряет расстояние от линз до лица пользователя. У простых моделей он используется просто для определения момента, когда очки надеты. У моделей посложнее линзы могут подстраиваться под расстояние до глаз для большей четкости изображения.
- Датчики отслеживания предназначены для слежения за объектами реального мира и их связи с виртуальностью. Так, с помощью датчика отслеживания, очки могут предупредить об опасном приближении к стене или мебели. Также именно с помощью датчиков отслеживания фиксируется положение контроллеров и трекеров.
![]()
Базовые станции в комплекте
Датчики отслеживания могут быть расположены на самом шлеме. Это упрощает (и удешевляет) систему, но тогда у датчиков появляются обширные слепые зоны. Например, такой датчик «потеряет» контроллер, если вы заведете руку за спину или просто отведете ее вбок, смотря в другую сторону.
Другой принцип отслеживания — установка датчиков на базовых станциях, расположенных по сторонам от игрока на некотором расстоянии. В такой системе все движения отслеживаются четче и точнее, а контроллеры не пропадают из поля внимания системы при любом их расположении относительно игрока. Такой вариант предпочтительнее, но цена его выше. Кроме того, для базовых станций нужно найти место в комнате.
![]()
Контроллеры и трекеры
Контроллер VR-системы — это не совсем обычный контроллер. Да, функции его те же, что у игрового контроллера. Нажимая кнопки на нем, вы активируете те или иные игровые возможности. Но самое важное в них, что они существуют в обоих мирах: и реальном, и виртуальном. Датчики отслеживают положение контроллеров и отрисовывают их в VR. С их помощью можно выделять объекты виртуального мира, указывать на них, перемещать их и т.д.
![]()
Трекер — специализированный контроллер, отслеживающий положение частей человеческого тела и передающий их в систему. С помощью трекера можно считать положение рук и ног, пальцев рук. С его использованием пропадает необходимость в контроллере. Например, взять предмет в руки теперь можно не нажатием соответствующей кнопки на контроллере, а просто движением пальцев. Это способствует погружению в виртуальность, но значительно увеличивает требования к вычислительной мощности ПК и к самой игре. Пока игр, полноценно поддерживающих трекеры, совсем не много. Да и стоимость VR-системы с трекерами уж очень внушительна.
![]()
Синхронизация с устройствами и минимальные требования
Большинство VR-систем не являются самостоятельными устройствами. Они лишь отображают подготовленное изображение и передают информацию о своем положении. Обработка это информации и подготовка изображения происходят на некотором центральном устройстве, в роли которого может выступать смартфон, игровая приставка или ПК.
Синхронизация с устройством
- Смартфон. Следует понимать, что вычислительные мощности даже топовых смартфонов сильно уступают ПК. Поэтому ожидать от таких VR-очков возможностей, как на связке ПК+VR-система, не стоит. Качество изображения точно будет хуже, потому что мощных видеокарт с поддержкой 3D в смартфонах нет.
- Игровая приставка. VR-очки, сопрягающиеся с игровой приставкой по возможностям вполне сравнимы в компьютерными. Основная разница — такие VR-очки могут работать только с «родной» приставкой и играть на них можно только в оригинальные игры для этой платформы. Зато нет никаких проблем с совместимостью и требованием к ресурсам.
![]()
- ПК. Самые топовые модели и основной рынок игр с поддержкой витруальной реальности пока сориентированы на компьютеры. Но компьютер компьютеру рознь, а виртуальная реальность — штука очень ресурсоемкая. Поэтому на многих ПК очки будут «тормозить» а некоторых и вовсе не заработают. При выборе очков для ПК обязательно обращайте внимание на минимальные требования.
Минимальные требования к ОС
Все просто, если у вас система более ранней версии, чем указано в минимальных требованиях, VR-система не заработает. Переходите на новую ОС.
Минимальные требования к памяти, к видеокарте и к процессору
Здесь — как с минимальными требованиями к играм. Если очки требуют минимум GTX 970, это не значит, что при наличии у вас этой видеокарты все будет «летать». Это значит, что простые игры еще пойдут, а вот в игры посложнее придется играть «на минималках» или наслаждаться «слайдшоу» в динамических сценах. То же относится и к памяти, и к процессору. Если вы только собираетесь приобретать ПК для знакомства с виртуальностью, сразу «прицеливайтесь» на пару-тройку ступеней выше, чем минимальные требования.
Варианты выбора VR-систем
Если вы хотите играть в 3D-игры со смартфона, а возможностей простых 3D-очков вам уже недостаточно, обратите внимание на VR-системы, сопрягающиеся со смартфоном. Но имейте в виду, что при «взрослой» цене они во многом уступают системам, сопрягающимся с ПК или игровыми приставками.
![]()
Степень погружения в виртуальность во многом зависит от качества картинки. Поэтому для наилучшего эффекта выбирайте среди моделей с большим разрешением и углом обзора.
Наличие контроллеров в комплекте позволяют взаимодействовать с объектами игрового мира, делая его почти реальным.
![]()
Если в игровой комнате у вас достаточно места, выбирайте среди моделей с базовыми станциями в комплекте. Такие VR-системы намного лучше отслеживают положение контроллеров и трекеров.
Если у вас не самый производительный компьютер, а делать апгрейд вы не планируете, выбирайте среди не самых требовательных моделей.