Что значит 4 ядерный процессор
Перейти к содержимому

Что значит 4 ядерный процессор

  • автор:

Как устроен центральный процессор

Процессор — это программа или устройство, предназначенные для обработки чего-либо. Является центральным вычислительным элементом любого компьютера, управляет всеми остальными его элементами. Современный микропроцессор — это прямоугольная пластинка из кристаллического кремния. На ее маленькой площади расположены схемы (транзисторы). Пластинка находится в керамическом или пластмассовом корпусе, к которому она подсоединяется посредством золотых проводков. Благодаря такой конструкции процессор легко и надежно подсоединяется к системной плате ПК.

У процессора есть:

Тактовая частота процессора

Тактовая частота указывает скорость работы процессора в герцах – количество рабочих операций в секунду. Тактовая частота процессора подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Да, эта характеристика процессора значительно влияет на скорость работы вашего ПК, но производительность зависит далеко не только от неё. Внутренняя тактовая частота обозначает темп, с которым процессор обрабатывает внутренние команды. Чем выше показатель – тем быстрее внешняя тактовая частота. Внешняя тактовая частота определяет, с какой скоростью процессор обращается к оперативной памяти.

Разрядность процессора

Разрядность представляет собой предельное количество разрядов двоичного числа, над которым может производиться машинная операция передачи информации.

Размерность технологического процесса

Определяет размеры транзистора (толщину и длину затвора). Частота работы кристалла определяется частотой переключений транзисторов (из закрытого состояния в открытое). С уменьшением размера уменьшается выделение тепла. Размерность технологического процесса измеряется в нанометрах.

Сокет (разъем)

Гнездовой или щелевой разъем, предназначен для интеграции чипа в схему материнской платы. Каждый разъем допускает установку только определенного типа процессоров.

    • PGA (Pin Grid Array) – корпус квадратной или прямоугольной формы, штырьковые контакты
    • BGA (Ball Grid Array) – шарики припоя
    • LGA (Land Grid Array) – контактные площадки

    Кэш-память процессора

    Кэш-память процессора является одной из ключевых характеристик, на которую стоит обратить внимание при выборе. Кэш-память – массив сверхскоростной энергозависимой ОЗУ. Является буфером, в котором хранятся данные, с которыми процессор взаимодействует чаще или взаимодействовал в процессе последних операций. Благодаря этому уменьшается количество обращений процессора к основной памяти. Этот вид памяти делится на три уровня: L1, L2, L3. Каждый из уровней отличается по размеру памяти и скорости, и задачи ускорения у них отличаются. L1 — самый маленький и быстрый, L3 — самый большой и медленный. К каждому уровню процессор обращается поочередно (от меньшего к большему), пока не обнаружит в одном из них нужную информацию. Если ничего не найдено, обращается к оперативной памяти.

    Энергопотребление и тепловыделение

    Чем выше энергопотребление процессора, тем выше его тепловыделение. TDP (Thermal Design Power) – параметр, указывающий на то количество тепла, которое способна отвести охлаждающая система от определенного процессора при наибольшей нагрузке. Значение представлено в ваттах при максимальной температуре корпуса процессора. ACP (Average CPU Power) – средняя мощность процессора, показывающая энергопотребление процессора при конкретных задачах.

    Рабочая температура процессора

    Наивысший показатель температуры поверхности процессора, при котором возможна нормальная работа (54-100 °С). Этот показатель зависит от нагрузки на процессор и от качества отвода тепла. При превышении предела компьютер либо перезагрузится, либо просто отключится. Это очень важная характеристика процессора, которая напрямую влияет на выбор типа охлаждения.

    Множитель и системная шина

    Front Side Bus – частота системной шины материнской платы. Тактовая частота процессора является произведением частоты FSB на множитель процессора. У большинства процессоров заблокирован разгон по множителю, поэтому приходится разгонять по шине.

    Встроенное графическое ядро

    Процессор может быть оснащен графическим ядром, отвечающим за вывод изображения на монитор. В последние годы, встроенные видеокарты такого рода хорошо оптимизированы и без проблем тянут основной пакет программ и большинство игр на средних или минимальных настройках. Для работы в офисных приложениях и серфинга в интернете, просмотра Full HD видео и игры такой видеокарты вполне достаточно.

    Количество ядер (потоков)

    Многоядерность одна из важнейших характеристик центрального процессора, но в последнее время ей уделяют слишком много внимания. Не так давно процессоры были одноядерными, их производительность на то время была достаточно хорошой, и не требовала увеличения мощности, когда процессоры уже уперлись в какой-то “потолок”. На замену одноядерным пришли процессоры с 2, 4 и 8 ядрами. Если 2 и 4-ядерные вошли в обиход очень быстро, процессоры с 8 ядрами пока не так востребованы. Для использования офисных приложений и серфинга в интернете достаточно 2 ядер, 4 ядра требуются для САПР и графических приложений, которым просто необходимо работать в несколько потоков. Что касается 8 ядер, очень мало программ поддерживают так много потоков, а значит, такой процессор для большинства приложений просто бесполезен. Обычно, чем меньше потоков, тем больше тактовая частота. Из этого следует, что если программа, адаптированная под 4 ядра, а не под 8, на 8-ядерном процессе она будет работать медленнее. Но этот процессор отличное решение для тех, кому необходимо работать сразу в большом количестве требовательных программ одновременно. Равномерно распределив нагрузку по ядрам процессора можно наслаждаться отличной производительностью во всех необходимых программ. В большинстве процессоров количество физических ядер соответствует количеству потоков: 8 ядер – 8 потоков. Но есть процессоры, где благодаря Hyper-Threading, к примеру, 4-ядерный процессор может обрабатывать 8 потоков одновременно.

    Как это работает

    Сам процессор представляет собой небольшую квадратную пластину (чип), внутри которой находятся миллионы транзисторов. Если говорить о том, как работает процессор Intel или его конкурент AMD, нужно посмотреть, как устроены эти чипы. Первый микропроцессор появился еще в далеком 1971 году. Он мог выполнять только простейшие операции сложения и вычитания с обработкой всего лишь 4 бит информации, т. е. имел 4-битную архитектуру. Современные процессоры, как и первый, основаны на транзисторах и обладают куда большим быстродействием. Изготавливаются они методом фотолитографии из определенного числа отдельных кремниевых пластинок, составляющих единый кристалл, в который как бы впечатаны транзисторы. Схема создается на специальном ускорителе разогнанными ионами бора. Во внутренней структуре процессоров основными компонентами являются ядра, шины и функциональные частицы, называемые ревизиями. Если посмотреть, как работает процессор, нужно четко представлять себе, что любая команда имеет две составляющие – операционную и операндную. Операционная часть указывает, что должна выполнить в данный момент компьютерная система, операнда определяет то, над чем должен работать именно процессор. Кроме того, ядро процессора может содержать два вычислительных центра, которые разделяют выполнение команды на несколько этапов:

      • Выработка
      • Дешифрование
      • Выполнение команды
      • Обращение к памяти самого процессора
      • Сохранение результатов

      Сегодня применяется раздельное кэширование в виде использования двух уровней кэш-памяти, что позволяет избежать перехвата двумя и более командами обращения к одному из блоков памяти. Процессоры по типу обработки команд разделяют на линейные (выполнение команд в порядке очереди их записи), циклические и разветвляющиеся (выполнение инструкций после обработки условий ветвления). Среди основных функций, возложенных на процессор, в смысле выполняемых команд или инструкций различают основные задачи: математические действия на основе арифметико-логического устройства; перемещение данных (информации) из одного типа памяти в другой; принятие решения по исполнению команды, и на его основе – выбор переключения на выполнения других наборов команд. Взаимодействие с памятью (ПЗУ и ОЗУ) В этом процессе следует отметить такие компоненты, как шина и канал чтения и записи, которые соединены с запоминающими устройствами. ПЗУ содержит постоянный набор байт. Сначала адресная шина запрашивает у ПЗУ определенный байт, затем передает его на шину данных, после чего канал чтения меняет свое состояние и ПЗУ предоставляет запрошенный байт. Но процессоры могут не только считывать данные из оперативной памяти, но и записывать их. В этом случае используется канал записи. Но, если разобраться, по большому счету современные компьютеры чисто теоретически могли бы и вовсе обойтись без ОЗУ, поскольку современные микроконтроллеры способны размещать нужные байты данных непосредственно в памяти самого процессорного чипа. Но вот без ПЗУ обойтись никак нельзя. Кроме всего прочего, старт системы запускается с режима тестирования оборудования (команды BIOS), а только потом управление передается загружаемой операционной системе. Нужно четко понимать, что, если бы процессор не работал, компьютер бы не смог начать загрузку вообще. Но на примере функционирования человеческого организма нужно понимать, что в случае остановки сердца умирает весь организм. Так и с компьютерами. Не работает процессор – «умирает» вся компьютерная система.

      История создания. Дальнейшее развитие процессоров

      В настоящее время технология развивается стремительно, каждый год появляется несколько новых микропроцессоров. Однако факторы, влияющие на это развитие, известны. Зная эти факторы, довольно уверенно можно предсказывать и основные пути развития процессоров в ближайшем будущем. Нам необходимо, выявить основную цель развития процессоров, определить ограничения, которые накладываются на процессоры, оценить существующие современные подходы построения микропроцессоров.

      Устремления и ограничения — общая цель, которую стремятся достичь все разработчики микропроцессоров – получить процессор максимальной производительности с наименьшими затратами как в разработке, так и в производстве. При этом процессор должен быть как можно более универсален. Лишь при достаточно большой массовости производства можно разделить все расходы по разработке модели на такое количество выпущенных экземпляров, что цена одного процессора будет иметь разумный размер. Если же процессор найдет весьма узкое применение, то львиную долю его стоимости будут составлять расходы по собственно разработке процессора, а не расходы по его производству. Именно поэтому так дороги уникальные серверные и процессорные платформы, применяемые для нужд обороны и прочих малораспространенных задач. В общем случае, расходы по разработке, скажем, новой модели Celeron и какой-либо сложной специализированной структуры весьма сопоставимы. Однако цена специализированной системы будет превышать цену обычной в десятки раз.

      Проще всего создать процессор, оптимизированный под одну-единственную задачу. В рамках этой задачи можно достичь пика производительности для данной элементной базы. Но в связи с универсальностью происходят потери в производительности. Борьба противоположных требований, при всей своей простоте, является основным фактором влияния. Другим фактором, является удобство применения процессора для разработки приложений. При разработке любого сложного проекта на каком-то этапе сама технология производства оказывается делом первостепенной важности. Качественная реализация проекта оказывается невозможной без применения специальных средств для контроля за качеством производимых программных продуктов. Именно в этом заключаются корни популярности объектно-ориентированного подхода в языках высокого уровня. В той же мере и на уровне машинных кодов удобство системы команд может оказывать большое влияние на качество работы. Чем удобнее окажется процессор для разработчиков, тем больше будет выпущено программных продуктов именно для этой платформы, и тем привлекательней окажется эта платформа для конечных пользователей. Процессор должен обладать максимальной производительностью, при этом он должен сохранять свою относительную универсальность, обеспечивающую массовость производства. Также процессор должен быть достаточно удобен для разработки сложных приложений. С учетом всех этих требований можно рассматривать ныне существующие модели, оценивать их перспективность и, до некоторой степени, предсказывать их дальнейшее развитие.

      Самым существенным фактором, влияющим на архитектурные решения современных процессоров, является постоянное совершенствование технологии производства. Как следствие,- рост уровня интеграции, уменьшение задержек в транзисторах и связях, снижение энергопотребления при переключении транзистора.С ростом уровня интеграции увеличиваются ресурсы на кристалле и повышается тактовая частота работы, что позволяет повышать производительность процессоров. Первое направление связано с увеличением объёма внутренней кэш-памяти. Второе направление связано с реализацией в процессорах принципов конвейеризации и параллельной обработки в нескольких конвейерах на разных стадиях выборки и выполнения команд.

      Практически все накопленные в процессе конкуренции различных фирм архитектурные решения находят своё воплощение в новых архитектурах. В архитектуре современных процессоров различных производителей много общего, и ставится вопрос об унификации архитектур. Современный процессор – это 64-разрядный суперконвейерный, суперскалярный процессор с RISC-операционным ядром и большим числом дополнительных блоков, реализующий динамическое исполнение команд. Для эффективной обработки данных мультимедиа и графики система команд современных процессоров расширяется за счёт специализированных команд мультимедийной обработки.

      Для унификации структур обработки данных в структуры некоторых современных процессоров включают специальные преобразователи исходных кодов команд во внутренние машинные команды «исполнительного процессора». Масштабные исследования ведутся по созданию процессорных элементов и компьютеров в целом с использованием принципиально иной элементной базы: биполярных молекул, молекул ДНК, квантовых кубитов и света.

      Четырехъядерный или двухъядерный 2023: что лучше для ноутбука? Окончательное сравнение

      Как только вы слышите слова четырехъядерный против двухъядерного, вы, несомненно, думаете: «Какой из них лучше для меня?» если вы когда-нибудь покупали ноутбук. и что именно все это влечет за собой?

      Для любой программы, приложения или задачи, которую вы имеете в виду, мы сообщим вам и объясним, какой ноутбук или ПК предпочтительнее для ваших нужд. Есть несколько терминов, которые нам нужно охватить, прежде чем мы углубимся в это.

      Что такое процессор?

      Это ключевой компонент ноутбука. Он выполняет вычисления и команды из ваших приложений. Чтобы открыть документ, просмотреть фильм или написать статью на ноутбуке, необходимо использовать процессор.

      Чем быстрее часы, тем быстрее работают ваши программы. Для некоторых приложений для эффективной работы требуется определенная «скорость процессора». Чем быстрее ваш процессор, тем больше программ вы можете выполнять.

      Что такое ядро?

      Ядра процессора являются подмножеством аппаратного обеспечения процессора. Четырехъядерный процессор имеет четыре ядра, тогда как двухъядерный процессор имеет два ядра. Эти ядра обрабатывают вычисления и инструкции ваших приложений.

      Приложения работают быстрее, когда ядер больше. Если у вас много мозгов, вам будет лучше. Чтобы быстрее все починить. Однако большинство программ не выигрывают от «дополнительных ядер», а вместо этого полагаются на «тактовую частоту», которая выражается в гигагерцах.

      Также прочтите это:

      • 5 лучших ноутбуков для Solidworks: (+ Руководство по оборудованию)
      • 7 лучших ноутбуков для студентов, изучающих информатику

      Четырехъядерный или двухъядерный: какой из них лучше и почему?

      На этот вопрос нет универсального ответа. Чем больше у вас ядер, тем быстрее будет выполняться ваша программа, если ее можно разбить на «множество частей», как здесь.

      Вы сможете запускать гораздо больше приложений одновременно, если у вас больше ядер на вашем компьютере. Подумайте о многозадачности, когда играете в компьютерную игру, смотрите видео, разговариваете с кем-то или пишете статью.

      Ядро — четырехъядерный против двухъядерного

      С четырехъядерным процессором каждая работа может быть возложена на одно ядро ​​за раз, поэтому использование четырехъядерного процессора может быть более эффективным, чем двухъядерного. Однако для большинства повседневных задач и простой многозадачности наличие более двух ядер мало что изменит.

      Если вы не будете запускать какие-либо приложения, использующие дополнительную вычислительную мощность четырехъядерного процессора, вместо этого используйте двухъядерный.

      Какие приложения используют дополнительные ядра?

      Использование многих ядер в программном обеспечении очень необычно, а если и происходит, то только при очень специфических условиях. Дело не в том, что их программное обеспечение плохое или дешевое, но сложно, а в некоторых случаях и невозможно написать программное обеспечение, которое использует все ядра вашего компьютера.

      Давайте поближе познакомимся с ядрами и их требованиями в разных областях.

      1. Основные работы:

      Примечательно, что основные операции, такие как обработка текстов и просмотр веб-страниц, не выигрывают от многоядерных процессоров. Вы выиграете от четырехъядерного процессора, если собираетесь использовать все эти программы одновременно: Skype, онлайн-серфинг, игры, YouTubeи т.д. Это нормально с двухъядерным процессором.

      2. Монтаж видео:

      Взгляните на приведенные ниже названия приложений, которые лучше всего подходят для редактирования видео.

      • Final Cut Pro
      • Adobe Premiere
      • Lightworks
      • сони вегас про
      • Corel VideoStudio
      • IMOVIE
      • AVS Video Editor

      С самого начала редактирование всегда было улицей с односторонним движением. Тактовая частота, а не количество ядер, является наиболее важным фактором повышения производительности в любой из упомянутых выше программ.

      Даже с дополнительными ядрами невозможно создать рендеринг, сжатие и предпросмотр в системе, где их четыре или шесть. Рендеринг, кодирование и предварительный просмотр — все это выиграет от четырехъядерного процессора на вашем ноутбуке.

      3. Редактирование фотографий:

      Взгляните на лучшие приложения для редактирования фотографий.

      Двухъядерный, четырехъядерный или даже восьмиядерный процессор не поможет PhotoShop или другим инструментам редактирования изображений. Когда дело доходит до реализации эффектов и действий, тактовая частота важнее количества ядер.

      Поскольку большинство операций являются однопоточными, можно безопасно использовать двухъядерный процессор с более высокой базовой частотой, чем четырехъядерный.

      4. программирование

      Несколько ядер не влияют на программирование в целом. Когда дело доходит до ускорения вашей программы и эмуляции, базовая частота важнее всего остального. Виртуализация — это одна из ситуаций, в которой она имеет смысл.

      Однако это вариант только в том случае, если вы хотите запустить несколько ресурсоемких приложений на каждой виртуальной машине. Четырёхъядерник лучше двухъядерника? Ответ — громкое «нет». Да, вы можете использовать виртуальный компьютер для тестирования.

      5. азартные игры

      Чтобы игровой движок работал эффективно, за каждым действием должно следовать другое. Даже если игровой веб-сайт утверждает, что улучшил вашу производительность, это будет немного.

      Независимо от того, сколько ядер имеет процессор, более быстрый процессор обычно работает лучше. Однако, если вы имеете в виду определенный игровой сайт, вы можете это сделать.

      6. Анимация и 3D-моделирование

      Наличие нескольких ядер или слишком много ядер не повлияют на вашу производительность, применение эффектов или моделирование (в режиме реального времени). Тактовая частота является наиболее важным фактором. Насколько мне известно, только Revit и Inventor используют больше ядер.

      • Автокад 3D
      • Revit
      • Inventor
      • гражданского 3D
      • SolidWorks
      • 3ДС Макс
      • смеситель
      • Кино 4D
      • Носорог

      Все следующие программы выиграют от дополнительных ядер, когда дело доходит до рендеринга вашего проекта. В результате время рендеринга будет сокращено.

      Рендеринг похож на математическую задачу: чем больше у вас мозгов, тем быстрее вы сможете найти ответ.

      Быстрые ссылки:

      • 10 лучших ноутбуков для медицинской школы: [рекомендации экспертов]
      • 5 лучших ноутбуков для архитектуры: новые модели
      • Топ-5 лучших 11-дюймовых ноутбуков: ультрапортативные ноутбуки
      • 9 лучших ноутбуков до 600 долларов: [соотношение цены и качества]
      • 5 лучших ноутбуков до 700 долларов: [ТОЛЬКО модели с хорошим соотношением цены и качества]

      Вывод: четырехъядерный против двухъядерного в 2023 г.

      Все, что вам нужно знать о четырехъядерных и двухъядерных процессорах, было дано и оценено выше. Надеемся, что теперь вы разобрались в своих мыслях и придумали себе подходящего кумира.

      Дайте нам знать, если есть что-то, что вы хотели бы внести или поделиться в разделе комментариев ниже.

      Финнич Вессал — опытный специалист по аффилированному маркетингу, он работает в индустрии аффилированного маркетинга более 7 лет и воплощает в жизнь свои мечты предпринимателя в Интернете. Финнич является основателем популярного блога по партнерскому маркетингу. AffiliateBay где вы можете найти сообщения, связанные с новостями партнерского маркетинга, обзорами продуктов и тенденциями в партнерском маркетинге. Финнич — эксперт по маркетингу, который помогает компаниям добиваться заметности в Интернете и достижения маркетинговых целей. Обладая более чем 7-летним опытом работы в отрасли, Финнич обладает богатыми знаниями и знаниями, которыми может поделиться со своими читателями. Он регулярно публикуется в ведущих публикациях в области маркетинга, где дает советы и дает советы по всем вопросам, от SEO до маркетинга в социальных сетях. Вы можете найти его на LinkedIn, & Facebook.

      1, 2, 4 ядра — объясните на пальцах кто знает, — что это дает и чем 4 ядра лучше, чем 1 или 2.

      Сказать однозначно, что важнее, частота или количество ядер, – невозможно. Слишком уж разные это вещи. Дело в том, что частота процессора — это количество операций в секунду. Чем выше частота, тем больше действий процессор за один проход. Это как с перевозкой груза: чем быстрее Вы едете, тем раньше привезете товар к месту назначения. Других вариантов нет. Если взять два одинаковых процессора, но с разными частотами, то можно гарантировать, что быстрее будет именно тот, у которого выше частота работы.

      С многоядерностью сложнее. Два ядра могут обсчитывать одновременно несколько задач. И в идеале работать они будут значительно быстрее одноядерного решения. Но тут все зависит от самой программы или игры: может ли она разделить поставленную задачу на несколько простых действий и загрузить ими оба ядра? Для простоты понимания снова вернемся к примеру с перевозкой грузов. Если у Вас есть два грузовика, то они могут перевезти в два раза больше груза. Но это только при условии, что груз можно разделить на части. А что, если это, скажем, уже собранная машина, которую и разбирать нельзя и не разрежешь пополам? Тогда с грузом поедет только один грузовик, а второй будет простаивать и ничего полезного не сделает. Так и с процессорами. Если программа не может разбить задачу на части, то работать будет только одно ядро и скорость будет зависеть только от его частоты.

      Помимо частот и количества ядер, есть еще один немаловажный фактор, – архитектура процессора. Собственно, это то, как процессор оперирует полученными данными. Возьмем, опять же, наши грузы. К примеру один водитель знает дорогу лучше другого и представляет где можно срезать путь, а посему приходит на место быстрее своего компаньона. С процессорами то же самое. Чем рациональнее используются его ресурсы, тем быстрее он будет работать. Именно поэтому, к примеру, процессоры Intel в одинаковых условиях зачастую оказываются быстрее решений от AMD.

      Теперь, понимая, на что влияют основные характеристики процессора, можно поговорить о том, какая из них важнее именно для Вас. Многоядерность помогает при конвертации видео, работе с аудио, рендеринге картинок в 3DS Max и т. п. Это простые процессы, которые всегда можно разделить на составляющие и после обсчета собрать вместе. С играми все гораздо сложнее, тут как попадете. Кто-то из разработчиков занимается распараллеливанием задач в коде игр, а кто-то нет. Но тенденция «больше ядер — быстрее игра» все же прослеживается. Отчетливо это видно при сравнении старых игр с новыми. К примеру, Crysis, игра трехлетней давности, на двухъядерном процессоре с частотой 4.5ГГц работает значительно быстрее, чем на четырехядерном, но с 2,6 Ггц.
      Однако не стоит срываться с места и бежать за четрехъядерным процессором. Перед покупкой необходимо учесть множество других факторов, главный из которых — видеокарта. В играх процессоры раскрываются только тогда, когда графику обрабатывает мощная плата, к примеру, GTX 480 или Radeon HD5870. Если же за графику будет отвечать что-нибудь бюджетное, то разницы между теми же Core i3 и Core i7 можно просто не почувствовать, т. к производительность в этом случае упрется в видеокарту.

      Ядро в один текущий момент времени может выполнять какую-то одну задачу, какой-то один процесс. То есть в его память загружены какие-то инструкции и какие-то данные и он над ними трудится. В операционной системе постоянно выполняется целая куча процессов. Это системные задачи и запущенные программы и на движение юзером мышки надо реагировать. Поэтому процессор постоянно переключается с задачи на задачу. Это значит, надо выгрузить всё, относящееся к одной задаче, загрузить другую и повыполнять её. Потом следующую и так по очереди в соответствии с приоритетом. Это происходит довольно быстро и если проц не делает чего-то сильно ресурсоёмкого, пользователь проблем не замечает.

      Пусть ядро одно. Если комп начинает делать какую-то тяжёлую операцию — например архивирует файлы, выполняет какую-то игрушку, проигрывает большое видео с хитрым кодеком и т. п. и тактовой частоты процессора маловато — он может начать тормозить. Когда процессоры были одноядерными нередко можно было наблюдать скачкообразное движение мыши и медленную реакцию на кнопки — просто не успевал комп реагировать. Особенно плохо, когда одновременно выполняются две и более «тяжёлых» задачи.

      Пусть ядра два и более. Тогда операционная система сама (в большинстве случаев сама) решает, как ей распределить все задачи по ядрам. Тогда если одно ядро чем-то загружено, другое относительно свободно и вся система из-за одной задачи не виснет. Так что можно кодировать видео и одновременно, например, играть в игрушки или ещё что-то делать — одно другому не мешает. С этой точки зрения два — это действительно удобно, а больше — тоже хорошо, но уже не так критично.

      Однако операционная система не может один процесс выполнять на двух ядрах. Точнее до недавнего времени не могла, а как сейчас и что будет дальше — не знаю. Что-то вроде пытаются сделать, но проблема-то в том, что система не знает какие части программы можно выполнить независимо друг от друга. Компиляторы тоже сами программы не распараллеливают. А это значит, что производительность отдельной программы от увеличения количества ядер не обязательно возрастёт. Следовательно, если критична произвоительность одной программы — лучше проц с меньшим количеством ядер, но большей тактовой частотой на ядро. Впрочем, последние модели имеют возможность увеличивать частоту пары ядер, отключая остальные, если это выгоднее. Но всё изменится, если программист при написании программы учтёт возможность использовать больше ядер. Он-то знает, где её можно распараллелить и тогда производительность этой программы действительно будет выше при большем количестве ядер. Примеры — архиватор 7zip, MS Office 2010, Google Chrome плодит процессы как кролик — возможно, именно для этого. Более того, можно ожидать, что дальше только больше производителей программ будут закладывать такую возможность, т. к. у людей всё больше подходящих процов. До этого смысла было мало, т. к. это порождает и определённые трудности в программировании.

      Вывод: Два ядра — для обычного пользователя очень желательно. Четыре, пожалуй перспективно. Больше или меньше — следует отдавать себе отчёт для чего (например больше — если часто архивировать или кодировать видео программой, которая точно их задействует, а меньше — для маломощного проца с пассивным охлаждением — нет вентилятора — нет шума) . И исходить из стоимости.

      Ну и ещё. Тактовая частота отдельного ядра и количество ядер — важные характеристики. Но также на производительность сильно влияет и архитектура процессора и поддерживаемые им наборы инструкций (например SSE2, SSE3, SSE4 и другие) и пропускная способность канала прямой работы с памятью (двойной или тройной канал) . Более того — разные архитектуры лучше подходят для разных задач, поэтому при покупке следует, поискать обзоры производительностей для задач, которые будут выполняться на этом компьютере.

      Что важнее: ядра или потоки?

      Большинство современных процессоров поддерживают многопоточность. У Intel технология многопоточных вычислений называется Hyper Threading (HT) у AMD — Simultaneous Multithreading (SMT). Если не вдаваться в технические подробности, ее суть в том, что система определяет одно физическое ядро процессора как два логических (виртуальных). На практике это позволяет загрузить физическое ядро процессора вторым потоком команд, если первый поток простаивает. То есть ядро используется более эффективно и выполняет больше работы.

      Ядра и потоки указаны в утилите GPU-Z

      Процессор с поддержкой HT или SMT всегда имеет в два раза больше потоков, чем ядер. Для краткости это может обозначаться следующим способом: 4C/8T (от английского cores — ядра, threads — потоки).

      В продаже есть множество моделей с разным количеством ядер и потоков, поэтому нужно разобраться, что лучше и какой процессор выбрать. Особенно это важно, когда нужно выбрать процессор на замену. Информация в статье актуальна для процессоров Ryzen и Intel Core начиная с шестого поколения.

      Одинаковое число ядер

      Пример: Ryzen 5 3500 — 6 ядер / 6 потоков, Ryzen 5 3600 — 6 ядер / 12 потоков

      Если сравнивать процессоры с одинаковым количеством ядер, но разным количеством потоков, то все очевидно. При прочих равных условиях будет лучше процессор с большим количеством потоков. Это не всегда дает существенное преимущество, так как нужна еще оптимизация и поддержка со стороны программного обеспечения. Однако в совместимых программах производительность будет выше.

      Переплата не всегда оправдана. Процессоры Ryzen 5 3500 и Ryzen 5 3600 имеют по шесть ядер, но отличаются объемом кэша и поддержкой SMT. Разница между ними составляет примерно 3500 рублей, а между обычным R5 3500 и R5 3600X около 5500 рублей. При этом все эти процессоры можно разогнать, а разница в некоторых играх практически не видна. Другое дело, если нужен профессиональный софт, например, для монтажа видео. Там многопоточность лишней не будет точно.

      Также стоит отметить, что запаса на будущее больше у многопоточного процессора. При условии, что используемое программное обеспечение эффективно работает с потоками.

      Одинаковое число потоков

      Пример: Core i7−7700K — 4 ядра / 8 потоков, Core i7−9700K — 8 ядер / 8 потоков

      В этой ситуации предпочтительнее будет процессор с восемью полноценными ядрами, даже если не брать во внимание разницу в поколениях. Ведь физические ядра мощнее чем виртуальные.

      Если смотреть со стороны поддержки софта, то большее количество физических ядер беспроблемнее. К примеру, в ранних версиях Cyberpunk 2077 технология SMT не использовалась. То есть пользователи многопоточных процессоров AMD не получали преимущества.

      Разное число ядер и потоков

      Пример: Core i7−7700K — 4 ядра / 8 потоков, Core i5−9600K — 6 ядер / 6 потоков

      Сложнее дело обстоит, когда нужно сравнить процессоры с разным количеством ядер и потоков. В линейке процессоров Intel и AMD есть модели как с HT и SMT, так и без них. К примеру, Intel Core i7−7700K имеет четыре ядра и восемь потоков, в то время как у Intel Core i5−9600K на два ядра больше, но потоков всего шесть. Сложно сказать навскидку, что лучше, так как в первом случае процессор имеет большее число потоков, а во втором — физических ядер.

      В этом случае важно понимать, что значение имеют не только количество ядер и потоков, но и другие характеристики процессора и системы: объем кэша, архитектура, контроллер памяти и т. п. При различных сценариях использования это может как не влиять вовсе, так и быть решающим фактором. Процессоры разного поколения могут существенно отличаться по производительности, поэтому при непосредственном сравнении преимущество, скорее всего, будет у более нового процессора.

      Когда речь идет о сборке ПК с нуля, то в большинстве случаев будет предпочтительнее взять более новый процессор. Однако если нужно оценить перспективы апгрейда с более старого процессора, то лучше смотреть прямые сравнения. В нашем случае по видео видно, что у шестиядерного процессора загрузка бывает чуть выше, но производительность сильно не отличается. Стоит ли в этом случае менять Core i7−7700K на Core i5−9600K, вопрос очень спорный.

      Такая же ситуация повторяется и с более новым Core i3−10100, который также имеет четыре ядра и восемь потоков. В сравнении с Core i5−9400 он показывает примерно равную производительность.

      Как не ошибиться при выборе

      При выборе процессора нужно обязательно уточнять количество потоков. В описании товара интернет-магазины, как правило, не указывают количество потоков, ограничиваясь только физическими ядрами. Здесь нет неточности или уловки, но чтобы узнать количество потоков, нужно смотреть подробные характеристики.

      Фото: DNS

      Производители не придерживаются какой-то определенной схемы. Разные поколения процессоров Intel могут как поддерживать HT, так и нет. К примеру, Intel Core i5−9400 не поддерживает HT, но Intel Core i5−10400 уже поддерживает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *