Волшебные клавиши

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы узнаем, сколько октав имеет синтезатор и как они называются. А так же чем отличаются октавы фортепиано и синтезатора.
Сколько октав у фортепиано знаете? Если забыли, вспоминайте — Октавы Фортепиано.

Синтезатор имеет 5 октав:
- Большая
- Малая
- Первая
- Вторая
- Третья
Сравним октавы синтезатора и фортепиано.

Опубликовано в рубрике Учимся играть на синтезаторе (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);
8 комментариев к записи “Октавы синтезатора.”
ЕЛЕНА ЗДРАВСТВУЙТЕ!. ЧТО ТО Я САМА СЕБЯ НЕ ПОЙМУ? БОЛЬШЕ ВСЕГО Я БЫ ХОТЕЛА НА СИНТЕЗАТОРЕ НАУЧИТСЯ, ХОТЯ И Ф-НО ЕСТЬ. ВОТ ЗАШЛА НА СТРАНИЧКУ , ГДЕ ПИШЕТСЯ. СК. ОКТАВ НА СИНТЕЗАТОРЕ: ЭТО ПРИМЕРНО Я УЗНАЛА! НУ А ДАЛЬШЕ ПРО НЕГО НИЧЕГО НЕ ОПИСЫВАЕТСЯ?. ТАК КАК МНЕ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ, ВСЕ ТАКИ НАДО НА ОДНОМ КАКОМ -ТО ИНСТРУМЕНТЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ И ЕГО ИЗУЧАТЬ,ИЛИ КОНКРЕТНО СДЕЛАТЬ ВЫБОР? МНЕ КАЖЕТСЯ, ЕСЛИ НА СИНТЕЗАТОРЕ УЧИТЬСЯ, ТО НА Ф- НО НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ СЫГРАТЬ ТАК ЖЕ. А С Ф-НО НАВЕРНО МОЖНО. ИЛИ ЖЕ СРАЗУ ОСВАИВАТЬ ДВА ИНСТРУМЕНТА ПАРАЛЛЕЛЬНО. О СИНТЕЗАТОРЕ МАЛО ПИШЕТСЯ И ХОЧЕТСЯ ПО БОЛЬШЕ УЗНАТЬ. СПАСИБО! С УВАЖЕНИЕМ—- НАТАЛЬЯ!
Здравствуйте, Наталья! Если Вы еще не определились, то выбор за Вас никто сделать не сможет. Вы находитесь в двойном преимуществе. Потому что у других желание научиться играть есть, а вот инструменты — нет. У Вас их целых два! Это замечательно! С другой стороны наличие двух инстурментов предполагает выбор для Вас — на каком учиться?
Вы можете учиться играть и на фортепиано и на синтезаторе. Изучать сразу два инструмента. Например, играть легкие мелодии можно на любом инструменте. А вот добавить различные украшения — ритм, тембр, аккомпанимент поможет синтезатор.
Если Вы на синтезаторе включите «Фортепиано», то вы сможете одинаково играть и на синтезаторе и на фортепиано.
ЕЛЕНА ЗДРАВСТВУЙТЕ! СПАСИБО ЗА СОВЕТ! Я ТАК И РЕШИЛА, БУДУ ПРОБОВАТЬ НА СИНТЕЗАТОРЕ , ВКЛЮЧАЯ Ф-НО С УВАЖЕНИЕМ! НАТАЛЬЯ!
Как выбрать синтезатор. Пособие для начинающих
Этот материал не предназначен для людей, принимающих поспешные решения. Это, скорее, для тех, кто хочет сделать осознанный вдумчивый самостоятельный выбор. Моя задача – просто подсказать некоторые критерии выбора.
Потому что, когда Вы полагаетесь лишь на чье-то мнение, то и инструмент Вы выбираете как бы для него.
Вот вам простой пример:
Я провел такой себе эксперимент среди знакомых музыкантов-клавишников, задав один вопрос: «А по каким критериям, собственно, в первую очередь следует выбирать синтезатор, на что обратить внимание?». Парадоксально, но факт! Ни один из них не спросил меня: «А для кого покупается инструмент и какую цель эта покупка преследует?»
Все они как бы ставят покупателя в свои условия: «Ну, я бы выбирал между Ямахой и Коргом» или «Я бы смотрел в первую очередь на количество клавиш». Я бы выбирал…
Так в чем, дело? Давайте разбираться…
Проблема в названии
Собственно, зерно проблемы скрыто в самом слове «синтезатор». Дело в том, что у нас это слово собирательное (такое же, как, например, «ксерокс»). В англоязычной же среде есть четкая градация:
- Синтезаторы для дома – Portable Keyboards
- Клавишные рабочие станции – Keyboard Workstations
- Синтезаторы (в узком понимании этого слова) — Synthesizers
- Аранжировочные станции – Arrangers

Аранжировочная станция Roland BK-5 , которую у нас называют синтезатором
Даже категории в интернет-магазинах называются «Keyboards & Synthesizers», или что-то в этом духе.
Вот пример одного из популярнейших магазинов Америки: https://www.sweetwater.com/
У нас все эти инструменты привыкли называть «синтезаторами».
Уже долгое время в среде дистрибьюторов и бренд-менеджеров ведущих фирм-производителей клавишных музыкальных инструментов идет дискуссия по поводу того, как же на украинском (русском, белорусском) правильно называть Portable Keyboards. Но, похоже, что «синтезаторы для дома» останется с нами надолго.
Лингвисты, к слову, предлагают вариант «Клавишники». Но разве клавишники – это не музыканты, играющие на клавишах?
Для кого и для чего?
Как Вы поняли, первый вопрос, который стоит задать себе перед покупкой: для чего синтезатор покупается?
Вот несколько типичных, имеющих право на жизнь, вариантов:
Вопрос: Поступили в музыкальную школу, на пианино тратить деньги не хотим, поскольку не понятно надолго ли хватит желания заниматься?
Ответ: В первую очередь, стоит все же подумать о приобретении цифрового пианино, т.к. механика синтезаторов отличается от фортепианной и говорить о том, что синтезатор Вам заменит пианино не приходится. Если Вы готовы рассмотреть это вариант – Вам сюда . Если все же выбор будет на синтезаторе – берите инструмент с динамической клавиатурой (когда от силы нажатия меняется громкость). Но в любом случае, в перспективе (3-4 года), при активных занятиях надо быть готовым к покупке пианино.
Вопрос: Ходим в музыкальную студию, где стоят синтезаторы, хотим также практиковаться дома.
Ответ: Лучше в таком случае брать инструмент, который будет либо таким же как тот, который стоит в студии, либо похож по управлении (та же фирма и серия).
Вопрос: Были у друзей, там стоял синтезатор, ребенку понравилось, хотим взять. Пускай будет для общего развития.
Ответ: Возможно, имеет смысл взять инструмент со встроенной системой обучения. Есть вероятность, что ребенок помимо развлечения приобретет какие-то полезные музыкальные навыки.
Вопрос: Имею техническое образование. В детстве мечтал играть на пианино, но с музыкальной школой не сложилось. Хочу наверстать упущенное в свободное время.
Ответ: В первую очередь следует посмотреть в сторону MIDI-клавиатур, а не синтезаторов. Ваше образование позволит легко разобраться с необходимым ПО, а дальше дело техники))
Если же не хочется постоянно быть привязанным к компьютеру, то лучший выбор для Вас – творческие инструменты (с расширенным функционалом).
Вопрос: Преподаватель музыки. Ищу синтезатор, на котором смогу преподавать на дому.
Ответ: Идеальный вариант для Вас – это цифровое пианино с функциями синтезатора (некоторые называют такие модели синтезаторами с молоточковой механикой). Это позволит Вам не упускать учеников, которые хотят учится на классическом пианино.
Если же такой вариант не подходит (буду преподавать у учеников на дому, а такие инструменты тяжелые, или просто дорого) – тогда 61 клавиша и расширенный функционал.
Я не удивлюсь, если более половины читателей не найдут среди примеров свой.
Как видите, в каждом отдельном случае мы не говорим о конкретных фирмах или устройствах. Речь идет только о принципе подбора, в какую сторону вообще смотреть. И только после это в рамках выбранного направления мы выбираем конкретный инструмент исходя из технических характеристик.
Размер клавиш
Бывают синтезаторы со стандартным размером клавиш (как у акустического пианино), и с уменьшенным (с мини- и микро-клавиатурами). Если инструмент не покупается для совсем маленьких музыкантов (до 5 лет), то следует рассматривать модели только со стандартной клавиатурой.

Синтезатор Casio SA-76 имеет 44 мини-клавиши
Тут есть еще один ньюанс. Бывает так, что по техническим характеристикам «на бумаге» синтезаторы с мини-клавишами будут лучше. Но! Как правило серьезные производители перед такими инструментами ставят совсем другие задачи. Если во взрослых инструментах звуки должны быть максимально похожими на акустические (гитара на гитару, скрипка на скрипку, и т.д.), то в детских инструментах звуки должны быть максимально красочными и запоминающимися. И тут дело в качестве, а в целевом пользователе.
Именно поэтому на детских синтезаторах так много тембров со всякими «пищалками», «мигалками» и т.д. Для детей этого возраста это не менее полезно, чем слышать, как звучит классическая гитара.
Соответственно, для крох все-таки лучше брать маленькие инструменты. Если, конечно, мама не умеет играть.
Динамическая (активная) клавиатура
Наличие динамической клавиатуры, делает инструмент отзывчивым к скорости нажатия. Чем сильнее и быстрее вы нажимаете, тем громче звук. Если клавиатура пассивная, то с какой бы силой Вы не нажимали на клавиши – громкость можно поменять только регулятором громкости.
Стоит ли говорить, что наличие динамической клавиатуры у выбираемой модели крайне желательно. А если Вы выбираете синтезатор для музыкальной школы – то обязательно! Разница в цене между идентичными моделями с активной и пассивной клавиатурой – 20-30 у.е. Если разница больше – значит дело не только в клавиатуре.

Синтезатор с русскоязычной панелью Yamaha YPT-360 имеет динамическую клавиатуру
Также следует отметить несколько моментов:
- В более продвинутых синтезаторах от скорости нажатия меняется не только громкость, но и оттенок самого тембра.
- Бывают двух и трех-сенсорные клавиатуры. Трех-сенсорные более чувствительные и «послушные» во время игры и, как правило, установлены на полупрофессиональных и профессиональных синтезаторах.
Полифония
Полифония – количество звуков, которое может звучать одновременно. То есть, если в графе полифония стоит 8, то при нажатии на 9 клавиш – девятую Вы не услышите.
Так какое значение приемлемое? Опыт подсказывает, что для синтезаторов с мини-клавишами – от 8. Для моделей со стандартной клавиатурой – не менее 48.
Естественно, есть модели с высоким значением полифонии, которые звучат, прямо скажем, не очень. Но! Риск купить модель с невнятным тембром с полифонией 16 приближается к 100%.

Синтезатор для творчества Kurzweil KP100 имеет 128-голосную полифонию
Хочется сказать еще об одной детали. Многие покупатели (неосознанно) и продавцы не учитывают несколько факторов, которые влияют на то, каким должно быть значение полифонии.
- В каталогах всегда указывается МАКСИМАЛЬНОЕ значение полифонии. На самом деле у каждого тембра оно свое.
- Не учитывается значение тех тембров, которые участвуют в автоаккомпанементе. Хороший аккомпанемент может «сьесть» несколько десятков голосов полифонии. То есть рассуждение в стиле: «зачем мне полифония 48, если я буду использовать от силы 16, и то, если буду пользоваться функцией записи» в корне неверно.
Количество клавиш
Самый очевидный параметр. Клавиши можно буквально посчитать. Производители придерживаются таких стандартов:
88 клавиш или 7 октав – это стандарт по количеству клавиш для акустического рояля или пианино. Как правило, такие инструменты вооружают молоточковой механикой и очень часто Вы их можете найти в разделе «цифровые пианино». Полнооктавные синтезаторы с облегченной механикой встречаются редко.
76 (73) клавиш или 6 октав – так называемая, расширенная клавиатура. Синтезаторы с таким количеством клавиш отлично подойдут бывшим пианистам, для более комфортного перехода от полнооктавных до инструментов с более короткой клавиатурой. Также очень часто в таком формате выпускаются версии профессиональных клавишных.
61 клавиша или 5 октав – самый распространенный формат. Количества клавиш вполне хватает для большинства творческих задач, и в то же время инструмент не занимает полквартиры.
49 клавиш и меньше или 4 октавы и меньше. Чаще всего используется в синтезаторах с мини-клавишами. Очень популярны 49- и 25-клавишные MIDI‑клавиатуры. И понятно почему: как правило за компьютерным столом банально не хватает места. Для синтезаторов со стандартной клавиатурой – не самый лучший выбор.

Синтезатор для творчества Casio CT-X700 имеет 61 клавишу (5 октав)
На каком варианте остановится?
Если Вы не выбираете себе замену пианино и у Вас нет за плечами обучения на акустическом фортепиано – не надо выдумывать велосипед, покупайте 5-октавный инструмент.
Если Вы в прошлом играли раньше на пианино – возможно, есть смысл немного переплатить и для комфортного перехода от широкой клавиатуры, взять 6-октавный инструмент.
Качество и количество тембров и стилей аккомпанемента
Когда в спецификации товара написано 600 встроенных тембров, это не значит, что там будет 600 различных тембров. Это значит, что Вы услышите, скажем, 30 роялей/пианино, 30 видов электропианино и т.д. Но не расстраивайтесь, даже такой систематизации вполне достаточно. Практика показывает, что никто не пользуется всеми звуками. Обычно выбирается несколько десятков любимых – и с ним Вы имеете дело.
То же самое касается и стилей аккомпанемента.
Другой вопрос качество этих самых тембров. Выбирать исходя из источника звука (тон-генератора) будет правильным только в рамках синтезаторов одной фирмы. Технологии разных фирм просто несопоставимы. Остается довериться своим ушам.
Где и как слушать?
В музыкальных магазинах.
- Желательно чтобы в магазине были представлены инструменты сразу нескольких фирм. Иначе Вы рискуете, что пока доедете до другого магазина звук в памяти «затрется», и Вам будет сложно сделать обьективный выбор.
- Играйте сами или приходите со знакомым музыкантом. Желательно не перекладывать это на консультанта. Поверьте, хороший продавец прекрасно знает сильные и слабые стороны своих инструментов и умеет преподнести его в выгодном свете.
- Не спешите. Поиграйте какое-то время. Дело в том, что сейчас все авторитетные фирмы научились воспроизводить тембры акустических инструментов. Вопрос в другом: насколько синтезатор «послушен» в Ваших руках и насколько он отзывчив на изменение характера движения Вашей руки.
Помимо уже написанного ранее совета послушать подольше, я бы настоятельно советовал слушать записи, записанные в приблизительно равных условиях. И желательно с видеорядом. Нет смысла сравнивать инструменты, один из которых записан в студии через профессиональную аппаратуру, а второй на мобильный телефон в шумном павильоне на музыкальной выставке.
А по поводу видеоряда… Скажу так, мы сравнивали демо-композиции некоторых синтезаторов в разной ценовой категории, и они нам показались подозрительно похожими.
Встроенная система обучения
Ни одна система самообучения, ни один самоучитель в мире не заменит на 100% Вам общение с живым педагогом. Для музыки это утверждение особенно верно.
Следует понимать, что встроенная система просто будет лишним поводом подойти Вашему ребенку к инструменту.
На данный момент популярны следующие обучающие системы:
- Система обучения с помощью подсветки клавиш
- Система обучения с помощью виртуальной клавиатуры на дисплее
- Система обучения с помощью мобильных приложений или приложений на ПК

Синтезатор Casio LK265 имеет одну из самых прогрессивных встроенных систем обучения
На мой взгляд наиболее действенной по-прежнему остается система обучения с помощью подсветки клавиш. По одной простой причине: очень сложно соизмерять увиденное на дисплее, с клавиатурой. Уж лучше тогда выучить ноты. Но если кому-то так удобнее – пожалуйста.
Выбор производителя
Наконец-то мы дошли до выбора производителя. И единственный здравый совет, который я могу Вам дать: выбирайте среди фирм с большим опытом и авторитетом. К таковым следует отнести: Yamaha , Casio , Korg , Roland , Kurzweil . Есть еще ряд достойных фирм, но они в основном занимаются производством профессиональной техники: Arturia , Clavia Nord , Dave Smith Instruments , Moog, и другие.
Есть также производители, у которых клавишные инструменты не занимают ведущую роль, но они сделаны добротно и качественно.
Это я к тому, чтобы Вы выбирали не фирму, а инструмент… среди фирм, заслуживающих внимание. Иначе есть риск, что самый оптимальный для Вас вариант останется вне поля зрения.
Другие полезные функции
Среди других полезных функций и особенностей я бы остановил свое внимание на следующих:
Наличие слота для запоминающих устройств
Это может быть либо слот для стандартной USB-флешки, либо картридер для SD-card, либо какое-то свое решение. Только не путайте USB-вход для подключения к компьютеру (его часто называют USB-to-Host) с необходимым Вам USB-to-Device. Первый, к слову, сейчас уже есть практически на всех синтезаторах.
Наличие линейного входа
Это позволит Вам проигрывать минусовки, скажем на телефоне и подыгрывать мелодию уже на синтезаторе.
Подключение микрофона и функция подавления голоса
С микрофонным входом, думаю, все понятно. Что касается подавления голоса, то работает это так: в синтезатор встроено устройство, которое «вырезает» ту часть диапазона частот, где находится человеческий голос, в результате Вы ставите любимую мелодию и слышите ее с едва слышимым голосом. Справедливости ради, отметим, что функция работает нестабильно.
Возможность работать с мобильными устройствами через приложения
Многие компании создают свои мобильные приложения. Некоторые из них универсальны, некоторые подходят под конкретную модель/серию синтезатора. Некоторые платные, некоторые бесплатные. Некоторые просто позволяют управлять инструментом с мобильного или планшета, а некоторые расширяют функционал устройства.
Просто поинтересуйтесь данным вопросом перед покупкой.
Где купить?
Короткий ответ будет звучать так: покупайте новый инструмент в музыкальном магазине с большим выбором синтезаторов.
Приведу конкретный пример. Однажды у нас сломалось цифровое пианино. Так вот поломка заключалась в том, что после получаса игры на нем инструмент просто выключался. Через минут 15 он снова был готов поработать 30 минут. Инструмент был не на гарантии, а ремонт «не гарантийных» инструментов – очень дорогая вещь. Если уж и покупать синтезатор б/у, то у знакомых, с опцией возврата после недельного тестирования.
Почему в музыкальном магазине?
Ответ прост. Продавцы в магазинах «продаем все подряд» не знают об инструментах НИЧЕГО. Все их знания заканчиваются на получасовом семинаре, проведенном поставщиком синтезаторов. После покупки они Вас оставят один на один со всеми Вашими проблемами. И не потому, что не хотят помочь, они просто не компетентны. В лучшем случае, если повезет, Вам дадут контактный телефон производителя.
Единственная причина покупать в таких магазинах – выгодная цена.
Почему желательно, чтобы в магазине был большой выбор синтезаторов разных фирм?
Просто, чтобы уберечь себя от «предвзятых» консультаций. Впрочем, если Вы выбрали инструмент до этого и идете в специализированный магазин с уже принятым решением – нет проблем.
Надеюсь, материал был для Вас полезным. Если есть вопросы – пишите их комментариях.
Словарь терминов: Синтезаторы, цифровые пианино и MIDI-клавиатуры
Среди клавишных электронных музыкальных инструментов можно выделить два класса: цифровые пианино и синтезаторы. Отдельная группа охватывает цифровой аккордеон и цифровые органы. Существуют еще MIDI-клавиатуры, которые необходимо подключать к компьютеру.
Синтезатор — это электронный музыкальный инструмент, который воспроизводит звук за счет генераторов звуковых волн. Почти все синтезаторы имеют клавиатуру, похожую на традиционную фортепианную. Обычный синтезатор позволяет музыканту не только создавать новые звуки, но и сочетать звучание различных традиционных инструментов.
Число возможных тембров в современных аппаратах при этом достаточно велико (до нескольких сотен). Кроме того, синтезаторы оснащаются разными видами клавиатур, акустическими системами, разъемами для наушников, USB- и MIDI-интерфейсами, системами обучения новичков, сэмплерами и пр. Существует особый вид синтезаторов, называемый рабочими станциями. По сути, это компактные музыкальные студии, дающие возможность сочинять, записывать и совмещать музыку.
Современные модели цифровых пианино очень похожи на синтезаторы, а главным отличием является их ориентация на имитацию реального пианино как по звуку, так и по тактильным ощущениям. Цифровое пианино может иметь встроенные звуки разных инструментов, но не в таком количестве, как синтезаторы. Многие из них при этом воспроизводят разные тембры фортепиано и прочих клавишных музыкальных инструментов. Многие модели цифровых пианино оснащаются хорошими встроенными акустическими системами, которые адекватно передают звучание клавишных аппаратов. Также они имеют клавиатуру, которая очень похожа на клавиатуру фортепиано по тяжести нажатия клавиш. Корпус цифровых устройств может быть компактным или полноразмерным. Первый вариант устанавливают на стол или стойку, а второй стоит на полу.
Цифровые аккордеоны и органы отличаются от пианино в основном своими клавиатурами. У первых двух они очень похожи на клавиатуры традиционных инструментов. MIDI-клавиатура — это не музыкальный инструмент, а контроллер, который подключается к компьютеру посредством USB- или MIDI-интерфейса. Такую клавиатуру можно подключать даже к синтезатору, оснащенному MIDI-входом. Когда пользователь нажимает клавишу на MIDI-клавиатуре, сигнал идет к подключенному внешнему устройству, которое воспроизводит определенный звук. Без подключения к синтезатору или компьютеру на MIDI-клавиатуре играть невозможно.
Синтезатор для детей
Средняя педаль обычного фортепиано, называемая «третьей», избирательно повышает демпферы, за счет чего сыгранные ноты продолжают звучать даже после того, как музыкант отпускает клавиши. В отличие от нажатия правой педали, другие струны при этом не издают звуков, поэтому звучание получается менее насыщенным. При нажатии этой педали на электронном инструменте происходят аналогичные изменения звука.
Обучение
Многие модели электронных клавишных инструментов начального уровня оснащены специальным обучающим режимом. С его помощью новички могут познать основы игры на синтезаторе или пианино, а также разучить отдельно взятые мелодии или произведения. Очень удобна функция подсветки клавиш, которая упрощает освоение цифрового инструмента.
Количество мелодий для обучения
Все синтезаторы имеют определенное количество обучающих встроенных мелодий, воспроизводить которые может научиться даже новичок. Чем больше набор мелодий, тем более эффективным может быть самообучение.
Клавиатура
Количество клавиш
Цифровые пианино, синтезаторы и миди-клавиатуры могут иметь 49, 61, 76 или 88 клавиш. Синтезатор на 4 октавы, то есть с 49 клавишами, подходит для записи разных партий в студийных условиях, а также для любительского музицирования в домашних условиях. Подобные модели инструментов очень компактны, их можно без труда пронести в самолет или поезд, положить в багажник легкового авто и т. д. Однако клавишные партии, предназначенные для одновременной игры обеими руками, на таких инструментах исполнить вам не удастся.
5-октавная клавиатура с 61 клавишей — это стандарт для современных неполноразмерных синтезаторов. Подобные инструменты обеспечивают более широкие возможности для исполнения разных партий, по сравнению с 4-октавными. При этом они тоже достаточно компактны.
Инструменты на 6 октав и 76 клавиш дают возможность исполнять некоторые партии, предназначенные для рояля и пианино, а также дают широкие возможности для неакадемической игры. Клавиатуру, состоящую из такого количества клавиш, устанавливают на синтезаторы и цифровые пианино. Для полноценного исполнения классических партий 76 клавиш не хватает, хотя по габаритам этот инструмент почти не уступает полноразмерной модели.
88 клавиш и 7 октав позволяют музыканту охватывать такой же диапазон, как у большинства фортепиано. На полноразмерной классической клавиатуре можно исполнять всевозможные фортепианные партии. Ею оснащают дорогие модели синтезаторов и многие цифровые пианино. Инструменты с 88 клавишами подходят академическим пианистам и учащимся в музыкальных заведениях, а также всем, кто хочет иметь все необходимое для исполнения всевозможных произведений. При покупке инструмента необходимо учитывать его немаленькие габариты (длина до 1,5 м) и массу (от 20 кг и более).
Жесткость клавиатуры
По жесткости или тяжести нажатия все клавиатуры можно разделить на взвешенные, полувзвешенные и невзвешенные. Невзвешенные почти не создают сопротивления при нажатии, поэтому на них легко играть. Подобные клавиатуры устанавливаются на многие синтезаторы, в том числе на детские модели. Для обучения игре на инструменте такие клавиатуры не подходят, так как не передают особенностей игры на традиционном фортепиано.
Что касается взвешенных клавиатур, то они очень похожи на настоящее фортепиано, поэтому ими оснащают все профессиональные модели цифровых пианино. Чтобы создать полностью реалистичную имитацию ощущений игры на настоящем инструменте, производители иногда оснащают свои взвешенные клавиатуры молоточковым механизмом, который по устройству напоминает рояль или пианино. Цифровые инструменты, имеющие взвешенную клавиатуру, подходят людям, которые привыкли играть на простых клавишных инструментах, а также тем, кто хочет получить классическое музыкальное образование.
Полувзвешенные клавиатуры для имитации отдачи оснащаются специальными пружинами и амортизаторами. На таких клавиатурах играть гораздо легче, чем на взвешенных. Клавиши имеют отдачу, повышающую комфортность использования инструмента. Полувзвешенные клавиатуры часто выбирают люди, которые начали свое обучение с цифровых синтезаторов.
Молоточковая механика
Встроенная в некоторые цифровые аппараты молоточковая механика — это аналог механизма, устанавливаемого в клавиатуры классических роялей и пианино. За счет этого электронные инструменты реалистично имитируют игру на настоящем инструменте. Цифровые пианино и синтезаторы с молоточковой механикой стоят сравнительно дорого, но являются оптимальным выбором для учеников музыкальной школы и для музыкантов, которые привыкли играть на традиционных клавишных инструментах.
Размер клавиш
Клавиши бывают малоразмерными и полноразмерными. Второй вариант предполагает наличие клавиш таких же размеров, как у настоящего фортепиано. Играть на них удобно и привычно многим музыкантам. Малоразмерные клавиши имеют меньшие размеры и используются в основном в детских синтезаторах.
Чувствительность клавиатуры к касанию
Клавиатура, чувствительная к касанию, носит название динамической или активной. В зависимости от скорости нажатия воспроизводится определенный звук, даже на одной ноте конкретного тембра. Это делает игру на музыкальном инструменте «живее» и выразительнее. Многие современные синтезаторы и цифровые пианино имеют активную клавиатуру.
Чувствительность клавиатуры к послекасанию
Если вы нажмете на клавишу такой клавиатуры с дополнительным усилием после основного нажатия, то есть когда нота звучит, звук изменится. Это дает музыканту возможность добавлять звучанию разные эффекты (подтяжку, вибрато и пр.), в зависимости от настроек.
Подсветка клавиш
Подсветка клавиатуры необходима для обучения новичков. Функция обозначает клавиши, которые следует нажимать при исполнении учебной композиции. Таким способом профессионально играть научиться нельзя, однако пару пьес изучить можно.
Разделение клавиатуры
Инструменты, имеющие разделение клавиатуры, дают возможность назначать разные тембры для разных ее частей. Клавиатура при этом делится на правую и левую часть относительно выбранной клавиши. Таким образом, одной рукой вы сможете исполнять партию электрооргана, а другой — партию соло-гитары.
Звуковые контроллеры
Педали
Некоторые педали подключаются через специальные разъемы, а другие встраиваются в корпус аппарата. Встроенные педали похожи на педали традиционного рояля. Совпадает и их компоновка: правая (damper), левая (una corda) и средняя (sostenuto). Педали жестко встроены в корпус и их невозможно передвинуть относительно инструмента.
Что касается подключаемых педалей, то их может быть до пяти штук. Они решают разные задачи: могут выполнять функции классических педалей или выступать в роли отдельных контроллеров для управления громкостью, эффектами, тонами и пр. Некоторые модели синтезаторов обеспечивают возможность ручного назначения педалям определенного действия, что дает широкие просторы для творчества.
Правая (damper) педаль
Правая педаль (damper) часто называется просто «педалью», так как музыканты пользуются ею наиболее часто. На традиционном фортепиано нажатие на нее поднимает демпферы (глушители струн), а после отпускания звук постепенно затухает. Остальные струны также начинают вибрировать и делать звучание инструмента более насыщенным. На электронных аппаратах при нажатии на правую педаль происходят такие же изменения звука.
Левая (una corda) педаль
На традиционном фортепиано левая педаль нужна для ослабления звучания. В партитуре ее обозначают, как una corda, а ее снятие — tutte le corde или tre corde. На электронном пианино при нажатии на педаль звук тоже становится немного тише и мягче.
Средняя (sostenuto) педаль
Средняя педаль обычного фортепиано, называемая «третьей», избирательно повышает демпферы, за счет чего сыгранные ноты продолжают звучать даже после того, как музыкант отпускает клавиши. В отличие от нажатия правой педали, другие струны при этом не издают звуков, поэтому звучание получается менее насыщенным. При нажатии этой педали на электронном инструменте происходят аналогичные изменения звука.
Управляющая педаль
Управляющая педаль выполняет разные задачи: меняет тембр, добавляет определенный эффект и пр. Многие синтезаторы, имеющие управляющую педаль, дают пользователю возможность самостоятельно закреплять за ней определенные функции. Так, при помощи педали можно добавить эффект эха в процессе исполнения сложной партии при отсутствии возможности ручного его включения.
Контроллер модуляции
Контроллер модуляции в синтезаторе дает возможность плавно регулировать вибрацию звука. Модуляция необходима для имитации вибрации звука музыкальных инструментов и для создания разных звуковых эффектов. Контроллер может иметь вид колеса или джойстика.
Контроллер изменения высоты тона
Контроллер изменения тона необходим для плавного изменения высоты звука на определенную высоту. Это обеспечивает возможность имитировать подтяжки во время игры разными тембрами, например, электрогитары или гитары. Контроллер оснащен колесами, а иногда джойстиком.
Конструкция
Корпус
Цифровое пианино имеет два вида корпусов — компактный и классический. Первый вариант похож на синтезатор, так как не имеет ножек, а для установки требует специальной стойки или стол. Этот инструмент достаточно компактен в хранении и удобен в перевозке.
Классический корпус оснащен несъемной подставкой, которая может быть изготовлена или отделана деревом. К ней прикреплены педали. Инструмент устанавливают на пол, поэтому его лучше покупать в том случае, если вы рассчитываете на стационарное размещение цифрового пианино. Внешнее сходство с фортепиано придает цифровому пианино в классическом корпусе солидности и привлекательности.
Крышка клавиатуры
Как обычное пианино, цифровой инструмент в классическом корпусе может иметь крышку, прикрывающую клавиатуру. Эта крышка обеспечивает защиту дорогостоящего аппарата от проникновения пыли, грязи и различных механических повреждений.
Встроенная акустическая система
Акустическая система в виде колонок и усилителя дает возможность играть на синтезаторе, подключая его к розетке. При отсутствии встроенной системы инструмент надо подключать к музыкальному центру, компьютерным колонкам, системе Hi-Fi или пользоваться наушниками.
Дорогие модели синтезаторов почти никогда не имеют встроенной акустики, а предназначены для подключения к качественной воспроизводящей или звукозаписывающей аппаратуре. Все цифровые пианино оснащены акустической системой, поэтом данная характеристика актуальна лишь для синтезаторов.
Мощность встроенного усилителя
от 0.5 до 1430 Вт
Мощность усилителя влияет на громкость звучания инструмента. Качественное звучание инструмент выдает при выставлении средней громкости. Таким образом, если нужно получить громкий звук, лучше отдавать предпочтение моделям высокой мощности. В качестве альтернативы можно использовать подключение инструмента к внешней акустической системе.
Дисплей
Наличие встроенного дисплея упрощает процесс управления инструментов. На экране отображаются настройки звука, пункты меню и прочая информация. Некоторые дисплеи отображают ноты и даже клавиши, которые необходимо нажимать в ходе обучающей программы. На обычных синтезаторах с ограниченным функционалом дисплеев не бывает, так как за каждую функцию отвечает специальная кнопка с соответствующей подписью.
Сенсорный дисплей
Встроенный дисплей, чувствительный к нажатию, упрощает процесс навигации по сложным меню профессиональных моделей синтезаторов. Управление посредством прикосновения к экрану интуитивно более понятно, чем управление джойстиком. Главный недостаток чувствительных дисплеев заключается в их стоимости, которая повышает цену профессиональных синтезаторов.
Встроенный микрофон
Микрофон обычно имеется в синтезаторах, имеющих встроенный вокодер. Устройство имеет компактные размеры, а его размещение не создает никаких неудобств. Качества звучания при этом вполне хватает для работы с вокодером.
CD-привод
Встроенный в синтезатор или цифровое пианино CD-привод дает возможность загружать в устройство различные звуковые библиотеки с дополнительными тембрами. На дорогих синтезаторах можно создавать произведения и сразу записывать их на компакт-диски.
Функции
Количество тембров
Тембр — это звучание определенного музыкального инструмента. Как правило, цифровые синтезаторы имитируют звучание сотен разных инструментов. Это обеспечивается большим набором встроенных тембров и возможностью загружать в некоторые устройства дополнительные заготовки. Среди тембров имеются классические и не оркестровые музыкальные инструменты (органы, гитары и пр.), а также многочисленные синтезированные звуки. Некоторые модели оснащены функцией смешивания тембров, благодаря которой можно сочетать звучания разных инструментов. Существует и опция «разделения клавиатуры», которая позволяет пользователю играть партии различных инструментов одной рукой.
Цифровые пианино могут иметь несколько сотен встроенных тембров, а иногда их число не превышает нескольких десятков. В основном это тембры клавишных инструментов. Их звучание по качеству превосходит тембры синтезаторов.
Мультитембральность
От мультитембральности зависит количество голосов инструментов, которые цифровое пианино или синтезатор могут одновременно воспроизводить. К примеру, чтобы одновременно сыграть партию гитары, ударных или бас-гитары, нужна мультитембральность, равная трем единицам. Многие современные синтезаторы одновременно воспроизводят до 16 голосов инструментов. В большей мультитембральности нет почти никакого смысла, так как пропускная способность MIDI-интерфейса и полифония ограничены 16 каналами.
Полифония
Полифония, как характеристика цифрового пианино или синтезатора, определяет максимальное количество звуков, голосов и нот, которое инструмент может одновременно воспроизводить.
В зависимости от модели инструмент может иметь полифонию на 32, 48, 64 и более голосов (до 128). 32-голосная полифония предполагает, что одновременно может звучать до 32 звуков. Чем больше голосов, тем больше вариаций сочетания разных звуков. 32-голосные синтезаторы — это начальный уровень, а 48- и 64-голосная полифония свойственна полупрофессиональным аппаратам.
Что касается 128 голосов, то синтезаторы с такой полифонией могут удовлетворить требованиям профессиональных музыкантов. Несмотря на то, что инструмент не может иметь более 88 клавиш, 128 голосов могут пригодиться в ситуациях, когда надо совместить разные тембры, использовать автоаккомпанемент и пр.
Автоаккомпанемент
При наличии опции автоаккомпанемента синтезатор может воспроизводить определенный ритм или аккомпанемент в определенном стиле. При помощи этой функции исполнитель может играть какую-нибудь мелодию под музыкальное сопровождение.
Арпеджиатор
Арпеджиатор необходим для преобразования одновременно звучащих нот в последовательное звучание. То есть музыкант берет аккорд на инструменте, а звучит он так, будто ноты были сыграны методом «перебора». Арпеджиатор дает возможность быстро создавать различные партии инструментов с хорошим звучанием.
Количество стилей автоаккомпанемента
От количества стилей автоаккомпанемента зависит количество вариантов мелодий и ритмов дополнительного звукового сопровождения синтезатора.
Транспонирование
Транспонирование позволяет увеличивать или снижать строй синтезатора на определенное число полутонов. Данная функция дает музыканту возможность не переучивать партию, когда происходит смена тональности. Клавишник просто меняет строй синтезатора и играет знакомую партию.
Метроном
Метроном — это устройство, воспроизводящее тактовые доли ритма, которые помогают учиться играть разные произведения. Использование метронома развивает в человеке чувство ритма. Пользу приносит запись своей игры под метрономом с последующим ее прослушиванием.
Количество эффектов
Синтезатор и цифровое пианино могут иметь различные встроенные эффекты, такие как реверберация, задержка, эхо и пр. Чем больше набор эффектов, тем шире возможности инструмента при изменении и настройке звука. Однако качество этих эффектов гораздо важнее их количества.
Реверберация
Эффект реверберации дает возможность прибавлять к звучанию инструмента эффект многократного отражения от стен, а также эффект медленного затухания. Это позволяет музыканту имитировать акустику какого-нибудь помещения, к примеру, просторного концертного зала. Реверберация делает звучание более выразительным и объемным. Данный эффект применяют в ходе звукозаписи, так как в помещении с идеальной акустикой редко удается сделать запись. Почти все модели цифровых пианино и синтезаторов имеют опцию управления реверберацией.
Вокодер
Вокодер, встроенный в синтезатор, дает возможность изменять голос исполнителя, превращая его в искусственный «голос робота». Изначально вокодеры применяли для передачи голосовых сообщений по радиоканалам связи, а позднее из-за необычности звучания их позаимствовали электронные музыканты. Синтезатор с вокодером оснащен обычно встроенным микрофоном.
Запись песен
Многие модели синтезаторов дают пользователю возможность записывать сыгранные произведения. Их прослушать, проанализировать и даже использовать для игры новой партии поверх готовой записи. Записывается материал в MIDI-формате, то есть в виде информации о выбранном темпе, сыгранных нотах, тембрах, эффектах и пр.
Количество треков записи
В связи с тем, что песни в синтезаторе записываются в MIDI-формате, их можно считать треками. MIDI-трек представляет собой аналог партии отдельно взятого инструмента. Несмотря на то, что две партии можно объединить в один трек, их лучше разделять. Объясняется это тем, что при редактировании записанной песни можно отключать звучание одного трека или производить редактирование лишь его параметров, не затрагивая другие партии, что прибавляет удобства. Чем качественнее треки записи, тем больше партий может включать записанная песня.
Количество песен записи
Количество композиций, которое вмещает память синтезатора, зависит от максимального числа записываемых нот, а не песен. Песни бывают разной длины и состоят из разного количества нот. В связи с этим производители указывают всегда примерное число песен, которое способна вместить память синтезатора.
Караоке
Некоторые модели современных синтезаторов оснащены опцией караоке. Такие инструменты, как правило, содержат определенный набор песен с текстами, который можно пополнить. Синтезаторы оснащены разъемом для подключения микрофона и нередко содержат в комплекте сам микрофон.
Разъемы и интерфейсы
Поддержка карт памяти SD
Карты памяти можно использовать для загрузки в синтезатор дополнительных наборов тембров и для расширения памяти устройства. Это может быть необходимо при записи новых звуков, песен и настроек. Сегодня карточки стандарта SD наиболее распространены, а также они сравнительно недорогие.
Количество выходов на наушники
Выходы на наушники нужны для того, чтобы можно было играть на синтезаторе, не мешая окружающим. Также в наушниках вы не будете слышать посторонних шумов и сможете полностью сосредоточиться на процессе. Два выхода для наушников дают возможность тихо заниматься с преподавателем или даже играть в четыре руки. В роли разъема чаще всего выступает обычный Mini-Jack на 3,5 мм.
Количество линейных выходов
Линейные входы обеспечивают возможность подключения синтезатора или цифрового пианино к записывающему устройству, мультимедийной акустике, музыкальному центру, магнитоле или Hi-Fi системе. Подключение к стороннему источнику звука может потребоваться, если в синтезаторе нет своей акустики или нужно получить звучание более высокого качества.
Если синтезатор воспроизводит стереозвук, то подключаться к внешнему оборудованию он должен через несколько линейных выходов. Разъемы могут иметь вид обычных тюльпанов RCA, но более распространены разъемы Jack 1/4" (6,3 мм). Подключение инструмента с подобными разъемами к домашней аппаратуре требует использования переходника.
Цифровой оптический выход
Оптический выход обеспечивает возможность передачи звука по оптическому кабелю. При возможности записи сигнала с цифрового выхода линейный лучше не использовать. Цифро-аналоговый преобразователь, который встроен в синтезатор, не обеспечивает достаточно высокого качества звучания. Важное преимущество оптического интерфейса по сравнению с коаксиальным заключено в полной защите от электрических помех.
Цифровой коаксиальный выход
Коаксиальный цифровой выход необходим для передачи цифровых звуковых сигналов по коаксиальному кабелю. Когда имеется возможность записи сигнала не с линейного выхода, а с цифрового, лучше ей воспользоваться. При этом нужно иметь соответствующий рекордер или аудио-карту. Встроенный цифро-аналоговый преобразователь не может обеспечивать профессионального качества звучания.
Линейный вход
Линейный вход необходим для подключения к синтезатору источника звука для его обработки аппаратными средствами. Каждый сигнал может быть пропущен через блок эффектов прибора, а его звучание при этом изменится. Также линейный вход можно использовать для подключения плеера с разными композициями и использовать их в ходе занятий музыкой.
Микрофонный вход
Микрофонный вход нужен для подключения микрофона к синтезатору. Он может потребоваться для решения различных задач. Например, с его помощью можно использовать встроенное караоке. Синтезаторы с такой системой обычно продаются с микрофоном в комплекте. Также микрофон может пригодиться при работе со встроенным вокодером. Следует отметить, что в синтезаторах с вокодером может не быть микрофонного входа, так как подобные аппараты часто имеют встроенный микрофон. Микрофонный вход иногда используют, как линейный, для обработки входящего звукового сигнала блоком эффектов.
Интерфейс USB
Подключение через USB — самый современный и наиболее удобный способ соединения музыкального инструмента или MIDI-клавиатуры с компьютером. Такие порты имеются во всех современных компьютерах, а некоторые синтезаторы даже могут получать от них питание. При наличии интерфейса USB отпадает нужда в устаревшем MIDI-интерфейсе, который не всегда присутствует даже во внешних аудио-картах. При помощи USB в компьютер можно сохранять ранее записанную музыку, закачивать новые тембры в инструмент, использовать цифровое пианино или синтезатор в качестве MIDI-клавиатуры и пр.
Вход MIDI
MIDI расшифровывается как цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Специальный вход дает возможность передавать в инструмент данные с других звуковых контроллеров и синтезаторов. Кроме приема и передачи MIDI-событий, имеется возможность их записи.
Выход MIDI
При помощи MIDI-выхода с инструмента можно передавать данные в рекордер или персональный компьютер. В момент нажатия на клавишу передается информация о его скорости, а также номере ноты (это MIDI-событие). События можно передавать, принимать и производить их запись. Записанную мелодию можно проиграть при помощи музыкального редактора на различных музыкальных инструментах.
Интерфейс Ethernet
Ethernet является наиболее распространенной технологией, которую используют для настройки локальных сетей. Интерфейс дает возможность подключать синтезатор к сети. Специальный Ethernet-выход в инструменте расширяет его функциональные возможности. Например, через него можно загружать дополнительные мелодии для обучения, тембры, караоке и пр.
Особенности
Основной цвет корпуса музыкального инструмента.
Питание от USB
Синтезатор, работающий на питании от USB, не нужно подключать к розетке, когда он соединен с компьютером. Такое питание является удобным, так как не требует использования дополнительных кабелей. Нередко для подключения питания от USB требуется достаточная сила тока в соответствующем порте, а ее обеспечивает не каждый компьютер.
Работа от батареек/аккумулятора
Музыкальный инструмент, способный работать в автономном режиме, без подключения к сети, можно использовать для уличных выступлений или на природе. Такой синтезатор будет радовать вас повсеместно, так как музицировать вы сможете везде, где захотите.
Русский язык
Синтезатор может быть оснащен многочисленными функциями, разобраться в которых, не зная английский язык, может быть непросто. Таким образом, при покупке первого электронного музыкального инструмента есть смысл обратить на наличие русского языка в меню. В некоторых моделях бывают даже переведены надписи на корпусе. Все это делает более удобным использование инструмента.
Многие клавишные инструменты не имеют локализации, поэтому если вы планируете в будущем играть на других инструментах, лучше сразу выбирайте модель с непереведенными англоязычными надписями. Так вы избежите трудностей в работе с разными синтезаторами и цифровыми пианино.
Следует отметить, что высококачественные модели редко имеют русскоязычное управление. Предполагается, что это не первый инструмент, с которым сталкивается исполнитель, поэтому ему будет несложно освоиться с интерфейсом на английском языке.
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СЕРЬЁЗНОЙ КЛАВИАТУРЕ

Ваш ребёнок идёт в музыкальную школу и будет осваивать фортепианную клавиатуру. Настало время сложного выбора инструмента для домашних занятий. Что это будет — электронное фортепиано или синтезатор? И вообще, возможен ли в наше время выбор между электрическим и акустическим инструментами, если речь идёт о фортепиано? Как выбрать инструмент, который прослужит не один год? Давайте разберемся…
Акустическое фортепиано или электронный инструмент?
Если вы готовы к длительным поискам действительно хорошо звучащего акустического фортепиано за приемлемую цену, то это — ваше решение. На деле рынок подобных инструментов в реальности оказывается вторичным в силу того, что новые фортепиано стоят довольно дорого. Существуют еще несколько серьёзных нюансов, которые в жизни могут привести вообще к отказу от обучения музыке, а именно:
• Вес акустического фортепиано составляет 200–250 кг, а габариты его значительны;
• Акустическое фортепиано требует как минимум ежегодной настройки — соответственно, невозможно обойтись без поисков хорошего настройщика и серьёзных трат на него;
• Высокая вероятность конфликтов с соседями — уровень громкости у обычного акустического фортепиано не регулируется, и даже наличие демпфера не является решением этой проблемы.
Существует теория о том, что юному исполнителю интереснее заниматься на акустическом фортепиано, поскольку в нём процесс звукоизвлечения очевиден — стоит только открыть крышку инструмента — и вся молоточковая механика на виду. Довольно шаткий аргумент против преимуществ электронных клавишных инструментов с их малым весом, не превышающим в самом экзотических случаях 40 кг, и небольшими габаритами. Ещё один плюс — возможность регулирования громкости звучания электронного инструмента или вообще использования наушников, что позволяет заниматься в любое время суток. Настройка же электронному инструменту не требуется вообще.
Электронное фортепиано или синтезатор?
Если говорить кратко и не вдаваясь в технические подробности, то различия между электронными фортепиано и синтезаторами сегодня довольно размыты. Масса моделей электронных фортепиано, подобно синтезаторам, оснащены системами автоаккомпанемента, позволяющими исполнителю почувствовать себя в роли «человека-оркестра» и возможностью выбора звучания инструмента. Масса моделей цифровых фортепиано имеют возможности, сравнимые с лучшими синтезаторами — то есть в распоряжении музыканта имеются обширные встроенные библиотеки звуковых сэмплов. Но эти функции не означают значительного улучшений качества базового звучания инструмента. Необходимо оценивать только те звуки, которые будут использовать в повседневной игре. Замечательно, если при покупке цифрового фортепиано в демонстрационном зале будет иметься его акустический собрат. В этом случае нужно опробовать звучание цифрового фортепиано в басовых регистрах и сравнить его с акустическим инструментом. Басовое звучание цифрового фортепиано должно быть мягким и гладким, то есть таким же, как у обычного инструмента.
Итак, если результатом обучения должны стать навыки классического пианиста, безо всякого сомнения выбирайте именно электронное фортепиано. В случае приобретения синтезатора вспомним мудрость профессионалов: «обучение на синтезаторе даёт хорошего исполнителя на синтезаторе». Не так уж и плохо, другое дело — выбор конкретного типа инструмента зависит от того, какую цель ставит собой процесс обучения: карьеру классического пианиста или в некотором смысле умельца на все руки, чьи навыки пригодятся при работе не только на большой, но и на малой сцене, там, где не окажется рояля или акустического фортепиано. Само собой разумеется, что синтезаторы обладают возможностью воспроизводить звучание рояля или акустического фортепиано, а их клавиатура отвечает всем современным исполнительским требованиям. Именно о клавиатуре и пойдёт далее речь.
Клавиши: количество и качество. И не только клавиши.
Как известно, клавиатура рояля и акустического фортепиано охватывает 7 1/3 октавы и насчитывает 88 клавиш. Точно такую же клавиатуру с полноразмерными клавишами, как у обычного фортепиано, обязано иметь и электронное фортепиано, предназначенное для обучения.
С синтезаторами ситуация чуть сложнее: при современном многообразии современных электронных клавишных инструментов домашний синтезатор должен отвечать четырем базовым требованиям. Это — пятиоктавная клавиатура (61 клавиша), полноразмерные (вновь как у фортепиано) клавиши, динамическая клавиатура (громкость звучания которой зависит от силы удара по клавишам) и подходящий для конкретного пользователя набор запрограммированных звуков и ритмов. И раз уж зашла речь о клавишах, необходимо затронуть очень важную и не самую очевидную тему типов клавиатуры. Ведь соответствие физических параметров клавиатуры электронного инструмента и акустического фортепиано является абсолютно необходимым при выработке постановки руки и всех исполнительских приёмов начинающего пианиста.
Совершенно очевидно, что электронный инструмент (фортепиано или синтезатор) должен реагировать на игру музыканта так же, как и акустическое фортепиано, а исполнитель должен чувствовать их клавиатуры одинаково. Мало того, что клавиатура должна быть динамической (активной), то есть громкость звука зависит от силы удара по клавише, но клавиши должны оказывать сопротивление нажатию. Одной «динамичности» клавиатуры мало — при постоянном использовании только динамической клавиатуры может пострадать техника исполнения, что при обучении недопустимо. Для достоверной игры на инструменте нужно, чтобы он был оснащен взвешенной или полновзвешенной клавиатурой, которая достоверно передает ощущения от нажатия на клавиши, как при игре на акустическом фортепиано за счет использования пружинно-рычажной системы клавишного механизма. Её же называют и «молоточковой клавиатурой» — понятно, за счет создания ощущений удара молоточка по клавише. Типы полновзвешенных или молоточковых клавиатур делятся на градуированную и балансную — первая из них устанавливается на большинстве цифровых фортепиано. При использовании градуированной клавиатуры клавиши в нижнем регистре нажимаются немного тяжелее, а в верхнем — легче, ровно так же, как на акустических фортепиано. Балансная клавиатура тоже передает ощущения от нажатий, как на акустических фортепиано, но без распределения по силе нажатия от нижней октавы к верхней. В отдельных моделях цифровых фортепиано может применяться полувзвешенная (Semi-Weighted) клавиатура без молоточковой механики — просто клавиши нажимаются с определенным усилием. Однако это далеко не самый лучший вариант, если вы настроены на серьёзную учёбу.
Нужно обратить внимание и на полифоничность приобретаемого инструмента, то есть на количество нот (голосов), которое он может воспроизводить одновременно. Чем выше полифоничность — тем больше инструмент приближается к идеалу, установленному его акустическими собратьями.
Если вы приобретаете для обучения синтезатор, то необходимо обращать внимание не на богатство предоставляемых инструментом тембров и эффектов, а на общее звучание инструмента и реалистичность физических свойств самой клавиатуры, о чём уже говорилось выше. Как и при выборе электронного фортепиано нужно определиться, будете ли вы сопрягать синтезатор с компьютерами и иными внешними устройствами для обмена информацией (загрузка-выгрузка готовых музыкальных треков или ритмических рисунков). Аналогично надо принять решение об использовании внешнего усиления или активной акустики, хотя представить себе синтезатор без линейного выхода сейчас просто невозможно. Ни в коем случае нельзя забывать и о том, что в большинство клавишных инструментов начального уровня сейчас встроены программы пошагового обучения, облегчающие освоение всех премудростей музыкального мастерства.
Рекомендуемые модели инструментов
Все электронные фортепиано, о которых пойдет речь, имею полноразмерную клавиатуру — 88 клавиш. Прежде всего, это фортепиано бренда Casio, самой популярной из которых являются модель CDP-130, доступная в корпусе черной (CDP-130BK) либо серебряной расцветки (CDP-130SR). Взвешенная клавиатура с молоточковым механизмом имеет три уровня чувствительности, полифония — 48 нот. Инструмент имеет встроенный метроном и разъемы для подключения наушников и педалей — в комплекте с ним идет педаль полудемпфера SP-3, допускается и подключение аналогичной полной педали Casio SP-20H. Имеются встроенные эффекты, среди которых — реверберация, хорус и холл с эффектом концертного зала, включаемым одним нажатием кнопки. Коммутация с компьютером и внешними устройствами — по USB-порту. Имеются два встроенных динамика мощностью по 8 Вт, а в память инструмента записаны пять демо-композиций.
Цифровое фортепиано Casio CDP-230RBK отличается от предыдущей модели наличием огромного числа встроенных тембров — 700. Имеется функция автоаккомпанемента с 200 стилями и 10 пользовательскими стилями, а также автограмонизация 12 видов и 17 предустановленных звукорядов. Наличествуют 152 демо-композиции с возможностью записи 10 собственных произведений в память инструмента. Коммутация дополнена разъемами аудиовхода и микрофонного входа, а также слотом под карты памяти SD или SDHC объёмом до 32 Гб. Данная модель допускает запись музыки на внешний носитель. Casio Privia PX-160BK — это уже модель, ориентированная также и на полупрофи. Её звучание улучшено за счет 128-нотной полифонии. В память инструмента записаны 60 обучающих мелодий и имеется возможность подключения двух пар наушников.
Электронные фортепиано Yamaha используются и рекомендуются настоящими профессионалами, теми, для кого музыка давно стала делом всей жизни. Причина — естественность звучания и физических свойств клавиатуры. Эти же свойства инструментов позволяют рекомендовать их в качестве отличных фортепиано для обучения. В их числе — Yamaha P-45B, клавиатура которого оснащена градуированной молоточковой механикой с настройкой чувствительности клавиш. Тон-генератор типа AWM обеспечивает 64-нотную полифонию. Имеется вход для подключения педали демпфера, разъем для подключения наушников, USB-выход и два отдельных усилителя, каждый из которых работает на свой динамик мощностью 6 Вт. Наилучшее же возможное соотношение «цена-качество» обеспечивает модель Yamaha P-115, предлагающаяся в корпусе чёрной (P-115B) либо белой (P-115WH) расцветки. Сердце этого инструмента — звуковой модуль Pure CF, обеспечивающий 192-нотную полифонию и, соответственно, высочайшее качество звучания. Механика клавиатуры аналогична предыдущей модели. В памяти инструмента — 14 демо-композиций и 50 фортепианных композиций, 14 предустановленных тембров и 4 типа профессиональной реверберации.
Нужно добавить, что вес вышеописанных моделей не превышает 11.8 кг. В комплект к этим инструментам в качестве подарка идет усиленная крестообразная стойка для клавишных инструментов QUIK LOK T20 BK с двойной стальной рамой чёрного цвета, выдерживающей нагрузку 81 кг, и замком с технологией `DINO BITE.
Синтезаторы, рекомендуемые для обучения музыке, относятся к двум весьма популярным линейкам, ставшим фактически народными электронными инструментами, и не только в нашей стране — это линейки Casio CTK и Yamaha PSR. В первой из них необходимо выделить синтезаторы Casio CTK-1300, CTK-2400, CTK-3200 и CTK-6250. По существу, эти модели с автоаккомпанементом и необходимой для синтезатора пятиоктавной клавиатурой (61 клавиша) охватывает весь пользовательский диапазон — от начального уровня (CTK-1300) до серьезного полупрофессионального инструмента (CTK-6250). В двух старших моделях динамическая клавиатура имеет два уровня чувствительности. Особенностью младших моделей (от CTK-1300 до CTK-3200) является наличие встроенной обучающей системы. Полифония — от 12 до 48 нот в зависимости от модели, количество тембров — от 100 до 700 и ритмов от 100 до 210 соответственно. В CTK-6250 имеется редактор тембров с возможностью сохранения 100 пользовательских тембров и ритмов (из них 10 пользовательских ритмов), а также 16-дорожечный секвенсор и 32-канальный микшер.
Линейка синтезаторов Yamaha PSR (модели PSR-R200, PSR-R253, PSR-R300, PSR-R353 и PSR-R443) — это классика клавишных инструментов для обучения, пригодная и для полупрофессиональной работы. Все эти пятиоктавные модели имеют функцию автоаккомпанемента, 32-нотную полифонию и встроенную обучающую программу Y.E.S. / Yamaha Education Suite. Старшая модель линейки, PSR-E443 с клавиатурой с 4 уровнями чувствительности предлагает в общей сложности 763 инструментальных тембра. Возможно подключение внешнего плеера или i-устройства по аудиовходу. Подарок к синтезаторам этих двух линеек — крестообразная стальная стойка для клавишных инструментов Rockdale AP-3201 с регулировкой высоты, выдерживающая нагрузку до 40 кг.
Соседи могут спать спокойно
Несмотря на то, что электронное фортепиано или синтезатор обладают широким диапазоном регулировки громкости встроенных динамиков, и с таким небольшим (по сравнению с акустическим фортепиано) уровнем звучания инструмента конфликтов с соседями не избежать. Решение удивительно просто: не поддавайтесь на слухи о якобы неправильном звучании современных наушников и смело приобретайте для работы с инструментом либо ди-джейские наушники, либо просто накладные наушники — только ни в коем случае не вкладные. Их выбор зависит исключительно от вашего вкуса и возможностей, но в любом случае в современном мире наушники — это важный аксессуар для клавишного инструмента, позволяющий музыканту заниматься в любое время суток и не быть никому помехой. И, следовательно, быстрее восходить к вершинам исполнительского мастерства.