Советские синтезаторы
Начнем с того что группе Rammstein однажды попал в руки советский синтезатор Поливокс.
Наверно из какого-то ДК советской части, которая находилась в ГДР. И вдруг выяснилось что советские синтезаторы обладают оригинальным звуком и дизайном. Синтезаторы резко стали расти в цене(на ебее до 3000 долларов), конструктор Поливокса внезапно для себя стал в мире синтезаторов культовой фигурой, почти наравне с Мугом и Жан Мишель Жаром. И тут совершенно стало непонятно: почему-же советские музыканты считали советские синтезаторы отстоем.
Правда на данный момент мода на советские синты пошла на спад, но это в некоторой мере дало толчок к развитию аналоговых синтезаторов в России. Хочу предложить небольшую подборочку на эту тему.

Мик Гордон использовал поливокс при создании саунтрека DOOM2016.
Оригинальный но убогий звук имели советские синтезаторы. Мечтой всех советских музыкальных груп была Ямаха.
Популярные теги

АйЛетов — Прекрасное далёко (нейрокавер)
СССР рухнул и настали лихие 90-ые. Все захотели больше демократии, но получили нищету, боль и слёзы. Пусть эта песня станет таким себе «реквием по мечте» голосом Летова.

Душевные флешбеки
Случайно сегодня набрел в сети на отрывок из фильма «Мимино». Простая, незатейливая, добрая ситуация. А после этого накатило с ностальгическими воспоминаниями. В основном связанными с музыкой и песнями прошлых лет.
Сразу чета вспомнилось несколько кусочков из фильмов и мультов, от просмотра которых как-то очень грустно, но одновременно тепло и радостно.
Помните фильм «По секрету всему свету»? Сцена в поезде. Душевная песня.
Очень офигенно тревожно-печальная песня из фильма «Неуловимые мстители». Что-то как-то к военной теме приходим.
Логично будет продолжить Павкой Корчагиным.
Но все таки, хочется уйти от войны, а вернуться к чему-то волшебному, детскому. Печальная и грустная музыка. Но одновременно успокаивающая, типа, все будет нормально. Когда нибудь.

Frank Duval


РИТМ-2, синтезатор из СССР
Синтезатор РИТМ-2. ИСТОРИЯ
Исходя из активно гуляющей и тиражирующейся в сети информации, синтезатор «РИТМ-2» был создан в 1982 г. инженером Кировского завода музыкальных инструментов Виктором Анатольевичем Никулиным по просьбе его друга-музыканта. Руководству предприятия прибор понравился и в 1984 году был начат его серийный выпуск, который продолжался 10 лет. За это время схема инструмента еще трижды подвергалась усовершенствованиям. Это был единственный советский синтезатор, все компоненты и органы управления которого размещались на одной печатной плате.
Функционально он состоит из одного тонального генератора, генератора шума, микшера звуковых сигналов (треугольник, пила, прямоугольник, шум), фильтра низких частот, двух полноформатных генераторов огибающей (атака, спад, поддержка, послезвучие) и модуляционного генератора низкой частоты. Это переносной клавишный инструмент весом примерно 9 кг, в фанерном корпусе с крышкой. Передняя панель имела два исполнения: черное и белое. Главной особенностью инструмента, определившей его характер, долгую жизнь и известность в профессиональной среде, стало его неповторимо жёсткое звучание.
Производственные возможности предприятия были весьма скромны и за весь 10-летний период было выпущено всего около трех тысяч инструментов. РИТМ-2 производились исключительно по заказам от администраций домов и дворцов культуры, предприятий-передовиков коммунистического труда, которые имели свои музыкальные коллективы. В советский период приобрести редкий инструмент в свободной продаже было невозможно и среди музыкантов, не имеющих отношения к самодеятельным коллективам, РИТМ-2 был известен мало. О необычном синтезаторе узнали только после 1993 года, когда поддерживаемая советской властью музыкальная самодеятельность вместе с дворцами культуры и самой советской властью перестали существовать и синтезаторы РИТМ-2 начали попадать в руки профессиональных музыкантов и в России и за ее рубежами.
Синтезатор электронный музыкальный <Ритм-2> представляет собой одноголосный клавишный инструмент, предназначенный для сольного, ансамблевого, оркестрового исполнения музыкальных произведений различных жанров, а также для учебных целей и получения новых звуковых эффектов. Может быть использован как в эстрадных оркестрах, так и в домашних условиях совместно с усилительно-акустическим устройством, имеющим чувствительность на входе не хуже 0,775. Возможно использование усилителя низкой частоты радиоприемника, телевизора, магнитофона. Качество звучания синтезатора будет зависеть от качества применяемого усилительно-акустического устройства.
На синтезаторе <Ритм-2> можно имитировать с определенной степенью достоверности звучание классических музыкальных инструментов (клавишных, струнных, язычковых, ударных) и создавать оригинальные звуковые эффекты (шум ветра, звук проходящего паровоза, шум морского прибоя, выстрел и свист пули). На синтезаторе можно исполнять мелодии с изменяющимися по случайному закону высотой или тембром звука.
Полный объем клавиатуры, октав — 2,5
Полный звуковой диапазон, октав — 5,5 (от ноты ФА контроктавы до ноты ДО четвертой октавы)
Погрешность строя инструмента по модулю не хуже, % — 0,2
Уход частоты задающего генератора за 4 часа непрерывной работы по модулю, не более — 1,0
Перестройка основного генератора не менее, тон +/- 1,0
Амплитуда выходного сигнала не менее, В — 0,775
Диапазон регулировки громкости не менее, Дб — 60
Напряжение питания В, с частотой 50Гц — 220 +/- 10%
Потребляемая мощность не более, Вт — 10
Габаритные размеры синтезатора, мм — 600х400х200
Эдуард Хиль "Лесорубы", 1967 г

Советские электронные музыкальные инструменты
Драм-машина Форманта УДС с родным миди-контроллером
Аналоговый полифонический синтезатор РФМИ Опус
Гитарный микросинтезатор (гитарный процессор) Форманта Лидер-2.
Электромеханический инструмент Электроника-003
Монофонический аналоговый синтезатор Форманта Поливокс
Монофонический аналоговый синтезатор Эстрадин Альтаир-231
Марш УДС, Лель УДС, ЭМИ Форманта Маэстро, полифонический цифровой пресетный синтезатор Форманта П-432

Sun, Sky and Dead Spaces (CCCP)
Удивляет тщательность декораций и эффектов, например сцена на космостанции на 3:32 и сейчас смотрится убедительно, проработаны скафандры, сцена, окружение.
И это снято ДО первого полёта в космос
..Научная экспедиция из двух космонавтов — Корнева и Григория Сомова — готовится к первому в истории полёту на Марс. Ожидая команду на старт, они находятся на советской орбитальной станции. Вскоре туда прибывает американский корабль «Тайфун», который также собирается лететь на Красную планету. Пытаясь любой ценой опередить «советских», экипаж из двух американцев — Роберта Кларка и Эрвина Верста — следуя приказу своих «боссов» из синдиката «Космос» (тем нужна лишь сенсация), без предупреждения стартует раньше, при этом подвергнув риску жизнь Сомова, который в тот момент находился на стартовой площадке. Советская ракета «Родина» с Корневым и заменившим Сомова Андреем Гордиенко на борту также отправляется к Марсу. Американцы летят по неоптимальному маршруту и вскоре сбиваются с курса, в результате чего «Тайфуну» грозит падение на Солнце. Советские космонавты, приняв сигнал бедствия, меняют курс, чтобы спасти американский экипаж. Им это удаётся, но теперь их запасов горючего для полёта на Марс уже недостаточно, и «Родина» совершает вынужденную посадку на астероид Икар. Земля организует спасение своих героев, отправив сначала беспилотную ракету с запасом топлива, которая однако терпит катастрофу, а потом ещё одну, с космонавтом на борту.
Долина исполняет песню, ставшую визитной карточкой "Дюны".
Когда в 1988 году лидер группы «Дюна» Сергей Катин написал «Страну Лимонию», участники коллектива поначалу всерьез ее не воспринимали, и тогда Сергей втайне от своих коллег продал эту песню Ларисе Долиной. Она продемонстрировала ее в программе «Музыкальный ринг». Второй лидер «Дюны» Виктор Рыбин услышал это и начал с выяснять у Катина, как это произошло, почему он отдал композицию другому исполнителю, но внятного объяснения так и не услышал. Спустя несколько недель, 6 января 1989 года, в эфире популярной телепрограммы «Музыкальный лифт» появился видеоклип на эту песню. Понимая, что в вокальном плане тягаться с Долиной они не смогут, парни решили сделать ставку на клип, на визуализацию музыки. Образ простых парней из Долгопрудного оказался публике ближе, нежели затянутую в рокерскую одежду Долиной. 12 последующих месяцев «Дюна» не пела ничего, кроме «Страны Лимонии». В 1990 году шлягер попадает в программу «Песня года», радиостанция «Юность» берет её в ротацию, а фирма «Мелодия» публикует песню на виниле. «Дюна» взлетает на пик популярности.
Как сделать клип. Из бумаги.
Год–полтора назад после долгих лет занятий тяжелым металом музыкальный тумблер переключился на создание электроники. Музыка танцевальная, психоделичная, умеренно забойная, скорее добрая.
Первый изданный релиз украшала обложка кисти московского иллюстратора Barandash. Художник внимательно вдохновился прослушиванием готового альбома, изучил ряд ключевых идей–пожеланий и после пары демо–скетчей создал вот такой артворк.

Сердито, кислотно, как и было задумано. После испытания сего изображения на закрытой фокус–группе слушателей, обложка была признана годной, задающей правильный вайб и запущена в дело. Далее логично было решено снять клип на флагманский трек.
После отсмотра горы тематических клипов, переборки примерно десятка разных сюжетов и общения со знакомыми режиссерами и операторами возникло подозрение, что никакого игрового видео на достойном уровне за имеющиеся бюджеты снять не удастся. Таким образом, довольно быстро встала во весь рост идея анимационного видео. Сюжет лежал на поверхности – экранизация вышеуказанной обложки.
Несколько останавливал тот факт, что анимация дело тоже недешевое. Сайты профессионалов выдавали цены от 700-1000р за секунду при наличии готовой раскадровки. Нетрудно посчитать, что при длительности трека в шесть минут получалась довольно круглая сумма! Стало ясно, что нужно искать идейно близких аниматоров, которым проект будет интересен не только коммерчески, но и творчески.
В процессе поисков было обнаружено забавное яркое анимационное видео художника под псевдонимом Psymuline. Это был короткий клип (1:30) для андеграундной грайнд–кор группы из Японии Sete Star Sept (кстати, проехавшей с гастролями всю Россию на Газели Смерти, которой Psymuline в свою очередь посвятил целую книгу комиксов). Музыка и видео были очень на любителя, но технология самого ролика и виденье автора заинтересовали. Как следовало из сопровождающей информации, производитель видео – некая DIY студия «Коленки Psymuline». Нашел контакты, написал в тот же день письмо художнику, выслал ссылку на трек, обрисовал в двух словах идею клипа и стал ждать. К удивлению, сам пан Psymuline ответил не только быстро, но и сразу с иллюстрацией:

Мы оценили полет мысли и широту взора. Работая над клипами для других проектов и вообще не музыкальными видео по роду деятельности, не раз наблюдал изрядную инертность подрядчиков в плане идей и вдохновения. А тут человек прямо с колес уже выдает визуалы и концепты. Конечно, были приятно удивлены такой скоростью. Созвонился с ним, обсудил общих знакомых, грайндкор, личное творчество, источники вдохновения и договорился о лояльных и прозрачных условиях и сроках реализации: оплата поэтапно в рассрочку, план сдачи — по минуте рабочего видео (снятого с экрана) раз в неделю для одобрения. Вся история предполагала быть готовой примерно через полтора месяца.
Были даны еще некоторые ЦУ в плане развития персонажей, но в целом, наблюдая прыть художника, было решено особо не влезать. Далее дело пошло в режиме сериалов на Netflix – каждую неделю Psymuline присылал следующую серию, а мы с удивлением наблюдали за жизнью персонажей и крутыми поворотами сюжета. Художник, не особо скованный какими–либо рамками, совершенно чудовищным образом переплетал существующую вселенную обложки с участием все новых и новых созданий, локаций и собственного видения мира вообще и трека в частности.
Реализация видео велась по методу классической стоп–моушн анимации с перекладкой. Если в двух словах, смысл в следующем:
1) все происходящее отрисовывается вручную на картоне в виде отдельных персонажей и элементов
2) режется на отдельные паттерны, собирается в сюжетные сцены
3) на специальном световом станке каждый шаг сцены фотографируется отдельным кадром
4) снятые кадры монтируются в специальном приложении.

Первым делом был закуплен изрядный запас картона, красок, кистей, клея и фломастеров. Добра понадобилось много, зато это был, пожалуй, единственный материальный расходник проекта. Рисовать Psymuline помогала его жена Nadiya Nirvanova. Кстати, известная как автор логотипа группы 7Раса, например. Создавалось все в домашних условиях.

Сюжет принял формы осознанной раскадровки с хронометражем, которая писалась прямо налету и в соответствие с вдохновением. Каждую неделю я отправлял небольшие пожелания, которые автор интегрировал (или нет) в каждую следующую пачку листов с раскадровкой.


В нашем случае фотографирование происходило на обыкновенный iPad. Имеющийся массив кадров собирался в приложении Stop Motion Studio Mobile, где и оживлялся в соответствии с раскадровкой. Без участия какой бы то ни было компьютерной графики и фотошопа. Формат картинки готового ролика HDTV (16:9).
Рассматривалась идея слегка урезать сам трек, дабы сократить хронометраж, но все было на своих местах и цельно, поэтому было решено обойтись без обрезаний. В итоге весь материал закономерно нашёл отражение в готовом ролике.
Процесс несколько растянулся по времени, поскольку проходил летом, естественно с отрывом на все необходимые сезонные активности и форс–мажоры. Начали в первых числах июля, закончили на исходе августа.


Общее количество использованных рисованных элементов – более 400. Объем рабочего файла Stop Motion Studio Mobile – 2.5 Гб. Общая длительность создания проекта – 2 месяца.
Да. Собственно получившееся эпическое видео. То ради чего.

Заставили старый компьютер Atari 800XL петь Digital Emotions — Go Go Yellow screen под аккомпанимент Форманты П-432.
Советский аналоговый синтезатор "Поливокс"
«Поливокс» был разработан на уральском предприятии «Вектор» в 1982г., производство осуществлялось на Качканарском радиозаводе «Форманта». Он должен был стать доступной советским музыкантам заменой американских и японских синтезаторов, выпускавшихся компаниями Roland, Moog и Korg. Схемотехника синтезатора была разработана ведущим инженером Владимиром Кузьминым. Ведущим дизайнером была его жена Олимпиада, черпавшая вдохновение в дизайне советских военных радиостанций. Розничная цена синтезатора составляла 920 рублей. Точное количество выпущенных синтезаторов неизвестно.

Интервью изобретателя, Владимира Кузьмина:
«В 1980-м мне было 24 года и я работал на уральском предприятии «Вектор» уже более четырех лет. За плечами был опыт участия в разработке других электромузыкальных инструментов и знание современных тенденций в развитии ЭМИ. Меня обуревало огромное желание разработать и выпускать что-нибудь из того, что можно было услышать только на зарубежных записях или видеть мельком у гастролирующих коллективов. Такие магические названия, как электропиано, пиано-стрингс или синтезатор, были тогда на слуху у профессиональных и любительских коллективов, и они хотели иметь их в пользовании. Но лишь очень немногим удавалось получить эти клавишные по линии импортных поставок или купить за большие деньги у фарцовщиков или у тех же гастролеров. И это, в основном, в Москве, Ленинграде или в столицах прибалтийских республик. А что делать всем остальным во всей огромной стране? Оставалось только «бомбить» заводы письмами с упреками, что промышленность не может производить таких нужных людям вещей (на всех заводах, даже военных, были отделы рекламаций для обратной связи, а в паспортах на изделия указывался адрес и телефон). Такие письма приходили и на наше предприятие, что, конечно, не могло не сказаться на дальнейших его планах.
Мне, как инициатору этой темы, и было поручено возглавить разработку. Надо сказать, что добиться согласия руководства было нелегко, ведь даже само слово «синтезатор» тогда было чем-то «западным» и «не нашим», а сами синтезаторы казались просто веянием моды, которая быстро пройдет. Тем не менее, надо отдать должное руководству – оно согласилось-таки.
Над этой темой я думал и раньше, и втихаря в свободное время на работе или дома чертил и паял схемки, рисовал образ изделия. Изначально я думал, что наш синтезатор будет с каким-нибудь минимально необходимым набором функций, например один генератор, несложный фильтр, упрощенный генератор огибающей, небольшая клавиатура. И в чемоданчике с крышечкой! Потом решил: если уж разрабатывать, то что-нибудь не хуже аналогов.

Но информации катастрофически не хватало. Ведь было понятно, что синтезатор – это не электроорган, имеет иную структуру, определенный набор функций и необходимые пределы регулировки требуемых параметров исполнителем. Соответственно и схемотехника радикально отличается от традиционных электроорганов. Поэтому требовалось, прежде всего, изучение аналогов и примененных в них схемотехнических решений. А они в то время были недоступны. На начальном этапе мы просто напрашивались в гости к заезжим ансамблям, чтобы посмотреть, покрутить ручки, сфотографировать «Муги», «Корги», «Роланды», «Ямахи», «Крумары», чтобы получить представление о строении, работе узлов, наборе необходимых ручек и переключателей. Некоторые удавалось взять на время домой, потому что они частенько были с всякими неисправностями и меня просили привести их в порядок.
Но самым главным все-таки было отсутствие информации по схемотехнике. Однажды удалось достать чуть ли не вручную перерисованную схему MiniMoog. Но она оказалась практически вся на транзисторах, а было уже время широкого использования аналоговых интегральных схем, так что практической пользы она не принесла. Да и повторять чужую схемотехнику было нам не к лицу, да и нельзя по патентным соображениям, поскольку за патентной чистотой у нас на предприятии следило очень сильное патентное бюро. Проверка схемных решений на патентную чистоту входила и в наши прямые обязанности. А вдруг тянет на изобретение? Или, наоборот, можно было сильно «влипнуть» при поставках на экспорт, если поймают на аналогах.
Помогло знакомство с Юрой Запаловым, звукооператором ленинградского ансамбля «Поющие гитары» и очень хорошим инженером-электронщиком. Они приехали на гастроли в тогдашний Свердловск с оперой «Орфей и Эвридика», в которой использовался синтезатор для некоторых звуковых эффектов (после первых спектаклей с оркестром опера шла под фонограмму оркестра плюс живая группа). Оказалось, что Юра сам изготовил синтезатор, который использовался в опере, и готов был поделиться схемами. Я уговорил руководство завода заключить с Юрой трудовое соглашение на разработку схем. По мере их изготовления мы получили, таким образом, полный комплект схем его синтезатора.
Но… применять их оказалось совершенно невозможно. Хоть эти схемы и были выполнены в основном на современной элементной базе, но оказались совершенно непригодны для серийного производства, потому что в них либо использовались не разрешенные в бытовой технике детали, либо требовалось большое количество подстроечных работ. Так что пришлось в конце концов рисовать, макетировать, настраивать самому все узлы. Много пришлось думать и о том, сколько и каких узлов, с какими органами управления должен быть синтезатор, сколько октав в клавиатуре, какой корпус, наконец.
На время разработки обычно создается группа из ведущего инженера, ведущего конструктора и ведущего дизайнера. Я был ведущим инженером, Юрий Феофилов ведущим конструктором, а моя жена Олимпиада Кузьмина, работавшая в группе дизайнеров на нашем предприятии, – ведущим дизайнером. В дальнейшем к теме присоединился пришедший на предприятие Игорь Федосеев.
Насмотревшись на зарубежные синтезаторы, я понял многие их минусы, приводящие к неудобству в работе, а также плюсы, которые, однако, воплотить с нашим уровнем технологии было просто невозможно. Например, вся электроника синтезаторов располагалась обычно на одной общей печатной плате большого размера, какие на нашем предприятии изготовить было нельзя. Одна плата позволяет, конечно, сократить издержки при производстве, зато создает большие трудности при ремонте. Вот и было решено отдельные схемотехнические узлы размещать на своих печатных платах. Это и при производстве удобно (на каждый узел был в дальнейшем разработан стенд для проверки и настройки, что хорошо для конвейера), и при ремонте, а также при дальнейшей модернизации. Получался почти модульный синтезатор – некая ступень к большим студийным синтезаторам!

Или другой пример – передняя панель синтезаторов с органами управления. Для инструмента с четырехоктавной клавиатурой панель получается небольшого размера, поэтому накатать надписи целиком невозможно, а разбивать ее на кусочки не хотелось. Или уж если разбивать, то как-то это обыграть. Так родилась идея графику передней панели нанести на отдельные пластмассовые пластинки, каждая из которых предназначалась для органов управления отдельными узлами-модулями. Это и по технологии очень удобно, и хорошо по эстетике.
Вообще о дизайне «Поливокса» стоит сказать особо, поскольку все впервые его увидевшие, в том числе иностранцы, очень восхищаются его необычным видом. Все привыкли к чисто функциональному дизайну и графике: плоские передние панели, стандартные ручки, заурядная графика надписей. А тут все так объемно на передней панели, все так модульно. Многие музыканты так и говорят, что уже один внешний вид этого синтезатора вдохновляет на творчество. И эти боковины, похожие на гусеницы танка! «Поливокс» так часто и называют на Западе: «советский военный синтезатор». Ну, конечно, в то время т.н. military style с успехом применялся в зарубежном дизайне, и мы решили взять эту концепцию, и, как оказалось, воплотили ее очень удачно. При этом все так просто при производстве!
В общем, образ «Поливокса» рождался постепенно… Сколько мы бумаги извели, набрасывая разные варианты расположения органов управления, угла наклона передней панели и других конструктивных и дизайнерских решений! Название «Поливокс» было выбрано из нами же составленного большого списка. В общем, ни до, ни после «Поливокса» синтезаторов в стиле military никто в мире не делал.

Главными, определяющими все звуковое качество синтезатора узлами являются генераторы, управляемый фильтр и генераторы огибающей. Генераторы, управляемые напряжением, должны иметь очень высокую линейность преобразования напряжения в частоту во всем диапазоне частот (четыре октавы клавиатуры плюс четыре октавы смещения) и высокую температурную стабильность. Поскольку с клавиатуры шло линейное напряжение, необходим экспоненциальный преобразователь. Экспоненциальный полупроводниковый преобразователь имеет рабочую область в несколько десятков милливольт для всего диапазона работы генераторов, то есть на одну ноту приходится менее одного милливольта. Но полупроводник имеет значительный температурный дрейф, около 2 мВ на один градус. Можно представить, как уходит строй при разной температуре!
Но если бы строй просто уходил в какую-нибудь сторону, то еще не очень страшно – в процессе игры можно было бы просто подстраивать. Но в системах с экспоненциальным преобразователем строй еще и просто «расплывается», то есть нет правильных нот. Вот почему в таких системах требуется стабилизация температуры преобразователя или хотя бы схема компенсации температурных уходов. В «Поливоксе» следящая схема держит микросхему в подогретом состоянии с очень высокой точностью. Кстати, очень много нареканий поступало от владельцев и магазинов как раз на то, что синтезатор не держит строй. Ну, представляете, скажем, из Новгорода приходит письмо, что в магазине лежат пять не держащих строй синтезаторов? Главный инженер и начальник отдела – в ярости. Чтобы разобраться, посылают бригаду из трех человек – меня как представителя конструкторского бюро, настройщика-регулировщика от сборочного цеха и представителя ОТК, как ответственного за выпуск брака. Как оказалось, схема температурной стабилизации просто не была настроена в цехе-изготовителе, даже потенциометры для выставления температуры все как есть в одном крайнем положении.
Генераторов в «Поливоксе» два. В принципе их может быть сколько угодно: три как в MiniMoog, два как в Moog Prodigy, один как в Moog MicroMoog. Один – сочли убого, три многовато. К тому же в «Поливоксе» реализована схема двухголосия, когда каждый генератор следит за своей нотой: один за верхней нажатой, другой – за нижней, поэтому два – в самый раз. Генераторы выдавали пять форм выходного напряжения: треугольную, пилообразную и три прямоугольные формы с разной скважностью. Портаменто в режиме одноголосия идет на оба генератора, а в режиме двухголосия только на один, что дает специфический эффект, похожий на «подтяжку» одной струны к ноте другой струны гитары. В один генератор можно плавно вводить выходной сигнал с другого генератора, получая разные эффекты типа ринг-модулятора.
Далее в микшере можно плавно смешивать сигналы с обоих генераторов, генератора шума и внешнего источника.

После изготовления опытных образцов наступает этап утверждения изделия к выпуску. Самый муторный и неблагодарный этап… Опять приходится обходить кучу инстанций, получать заключения и подписи на документации. Инстанции раскиданы по всей Москве, и таскаться с двадцатикилограммовым инструментом – занятие малоприятное. Вот когда проклял тот день, когда решил, что инструмент будет таких размеров! И почти везде на тебя смотрят, как на назойливую муху, свысока. Неприятно, а делать нечего, без подписей лучше не возвращаться. Приходилось и умасливать, чем могли… Последняя инстанция – это Экспертный совет при Министерстве торговли СССР. Даже если все предыдущие инстанции удалось пройти удачно, здесь могли «срезать» запросто, например, если не нравилась розничная цена или просто считали, что такой товар не нужен или хуже зарубежных аналогов. Эту инстанцию боялись больше всего. Но и ее прошли удачно, ведь такого изделия еще никто никогда не видел.
Когда пошли первые изделия, приходилось неделями сидеть на этом заводе. Что-то не шло в серии, что-то не настраивалось… Приходилось на месте вносить изменения в документацию, в методику измерений и контроля. Были и курьезы. Например, оригинальные ручки управления тоже были сделаны по спецпроекту под стиль синтезатора и отливались на заводе. Их не красили, но работник цеха должен был белой нитрокрасочкой залить специальное углубление напротив «клювика». И вот однажды я оставался в цехе допоздна, уже начинали гасить свет. Десятки «Поливоксов» стоят на боку в ряд, готовые к следующим операциям. Гаснет свет, и что я вижу? Все «Поливоксы» светятся зеленоватым светом! Не сами «Поливоксы», а те самые точечки на ручечках. И их сотни! Зрелище завораживающее, как звездное небо. А дело было в том, что послали девушку за краской в другой цех, ну ей и налили краски с содержанием фосфора, которая применялась для каких-то других изделий. Переделывать ничего не стали, так что теперь у кого-то есть эксклюзивные экземпляры «Поливокса» со светящимися в темноте ручками. Так сказать, Limited Edition.
В 1982 году началось серийное производство. Синтезатор получил бронзовую медаль ВДНХ, а ведущие разработчики – авторское свидетельство на промышленный образец и премию. Самые большие объемы производства были достигнуты в размере 200…300 изделий в месяц, когда изделие было хорошо отработано в серии и хорошо продавалось. Синтезатор выпускался вплоть до 1991 года. Затрудняюсь сказать, сколько всего их было выпущено, но, видимо, настолько приличное количество, что и сейчас их хватает, чтобы достался каждому желающему. Он практически неубиваем и долговечен, восстанавливается из любого состояния, хорошо подвержен модернизации, во все узлы после несложной доработки можно легко добавить управление по MIDI. Клавиатура вечная (только желтеет), без труда ремонтируется благодаря блочной структуре, всем деталям до сих пор есть замена на аналогичные или импортные лучшего качества (например, обычно заменяют все древние ширпотребовские «шуршащие» переменные резисторы на импортные).
В последние годы «Поливокс» стал известен во всем мире, его используют многие группы, например Franz Ferdinand и Rammstein. Западные музыканты признают своеобразную красоту его внешнего вида и уникальность звука. Мы не старались именно этого добиться, скорей, наоборот, идеалом было звучание синтезаторов Муга. Но получилось то, что получилось, и сейчас я даже рад, что получилось именно так.»
История синтезаторов
В этой статье будет описан синтез звука до 1960-х, в 60-х, в 70-е, в 80-е, и в 90-е и после. Также будет кратко рассмотрена тема синтезаторов в России и СССР.
Идея синтеза звука, — то есть получение сложного звука, состоящего из основного (тона) и дополнительных к нему (обертонов), — зародилась задолго до открытия электричества. Уже в регистрах обычного органа использовался так называемый «микстурный регистр», в котором одна труба давала основной тон, а несколько дополнительных трубочек добавляли к нему обертоны. Это и был синтез, — составление звука из нескольких компонентов, — но ещё не электрический.
В 50-е годы XIX века немецкий учёный Герман Гельмгольц впервые провёл опыты со звуком и электричеством, приспосабливая электромагнитные возбудители к камертонам. В опытах Гельмгольц использовал камертоны разных размеров и получал звуки, звучащие гораздо приятнее — из-за богатства обертонов, порождаемых электрическими колебаниями.
В 1876 году американский инженер Элайша Грей (создатель телефона) продемонстрировал так называемый «музыкальный телеграф» — обычный телеграф, наборные клавиши которого были подключены к динамикам, настроены на две октавы и при нажатии издавали «мелодию набора сообщения». Этот аппарат, созданный как концепт-макет в сфере связи и практического значения не имевший, называют первым принципиальным прототипом современных электрических синтезаторов.
Первый уже исключительно музыкальный электрический синтезатор создал в 1897 году американский изобретатель Тадеуш Кэхилл из Айовы. Инструмент, имитировавший обычный церковный орган, подключался к 145 динамо-машина и весил около двухсот тонн, — для его перевозки в Нью-Йорк, где Кэхилл организовал показательные концерты, понадобилось 30 грузовых вагонов. Инструмент задумывался как приложение к телефонным станциям, дававшее абонентам возможность слушать органную музыку по телефону и поэтому получил название «Телармониум» (телефон+филармония). Однако оказалось, что телармониум генерирует серьёзные помехи в телефонной сети, а желающих слушать Баха по телефону не так уж и много, — было изготовлено всего три экземпляра, самый простой из которых весил всё же 7 тонн. Вынужденная громоздкость электрических музыкальных синтезаторов и, как следствие, их астрономическая цена оставались серьёзными препятствиями к их развитию вплоть до эпохи транзисторов.
Телармониум использовал аддитивный синтез звука, в котором используется принцип наложения нескольких волн простой (обычно синусоидальной) формы с различными частотами и амплитудами. Он стал прообразом электроорганов.
Первый музыкальный синтезатор, «получивший заслуженное признание и практическое применение во всём мире», изобрёл в 1920 году двадцатичетырёхлетний русский физик Лев Термен. Изобретение в его честь назвали «Терменвокс» (лат. «Голос Термена»). Инструмент представлял собой уже довольно простую и вполне мобильную конструкцию; звук управлялся движением рук в зоне чувствительности специальных антенн, — это единственный музыкальный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его. Технически вполне успешный, терменвокс оказался довольно сложным в управлении, требующим выдающихся слуховых данных и немалой сноровки. Помимо этого звук выходил весьма специфичным, своеобразным, — хотя именно за этот звук инструмент ценился и продолжает цениться музыкантами.
Изобретение терменвокса не остановило поиски других, более оптимальных, форм электрического звукоизвлечения. В 1920—30-е годы появлялись всё новые и новые синтезаторы —
Какие синтезаторы использовали группа антикварный магазин
Очень интересует, какие синтезаторы использовали советские (в ту пору) композиторы в музыке для фильмов и мультфильмов в период 79-85?
1. Какие синтезаторы использовал Алексей Рыбников в ту пору. Известно немного про Synthi-100 (Юнона и Авось). Но в некоторых местах есть мнения про ARP Solina String Ensemble (Через Тернии к Звездам).
2. Какие синтезаторы использовал Максим Дунаевский в фильмах и мультфильмах: "Три Мушкетера", "Летучий Корабль", "Кодовое название "Южный Гром", "Зеленый Фургон"?
1. О Рыбникове.
При записи музыки к фильму «Через тернии к звёздам», по-видимому, использовался тот же набор инструментов, что и в «Юноне и Авось», включая «SYNTHI 100». Что касается стрингса, это мог быть и какой-нибудь другой синтезатор, в частности, «Moog Prodigy» (можно сравнить, как он звучит в финале сюиты Александра Градского «Сатиры», которым завершается мультфильм «Перевал»).
2. О Дунаевском.
Абсолютно доподлинно известно, что это был «Roland SH-1000». Экземпляр, принадлежавший ансамблю «Фестиваль», однажды выставлялся на онлайн-аукцион (после того как был найден в Полтаве в полуразрушенном состоянии).
В фильма "31 июня" Александр Зацепин использовал самодельный меллотрон (и мини-муг):
Еще этот меллотрон, похоже, был использован в его же песне "Забывать нелегко" (тоже из какого-то фильма) — там в конце есть место с очень характерным звучанием.
А есть у Вас что-то вроде списка советских композиторов, использовавших синтезаторы? Очень интересно же. Если у Вас нет такого списка, могли бы Вы его составить, с указанием фильмов. Артемьева/Мартынова можно туда не включать, а вот о менее и неизвестных очень хочется знать.
Бабушкин СИНТИ-100 использовал в фильмах и мультфильмах.
Ещё интересно, на каких инструментах Свен Грюнберг записывал первый альбом "Hingus". На обложке и яблоке указано только — "синтезатор".
| Dmitry_Milk |
| Посмотреть профиль |
| Найти ещё сообщения от Dmitry_Milk |
И раз уж АНС упомянули — меня всегда интересовал вопрос, использовался ли этот синтезатор именно как мелодический инструмент, а не как шумовой? Вот то, что на АНС хорошо получаются всякие гулкие звуки типа "неземного происхождения" или просто "гул космоса" — сомнения не вызывает. А вот как насчет мелодического использования?
На альбоме "Electroacustic Music Volume IV — Синтезатор АНС" только две композиции мелодические, да и то одна из них фактически просто имитация звучания органа, причем не ахти какая.
А как насчет фильмов? В том же Солярисе, знаменитая артемьевская обработка баховского хорала — что там от АНСа?
| Dmitry_Milk |
| Посмотреть профиль |
| Найти ещё сообщения от Dmitry_Milk |
Врут, гады. "Солярис" снят в 1972, Synthi-100 выпускался с 1974:
Самого давно интересовал этот вопрос. Не представляю, как можно "нарисовать" такое сложное произведение.
Кстати, где-то читал, что в киноэпопее "Освобождение" Гитлер травился под звуки АНС
SoundMechanics
Кто что думает на счёт них?
Вообще, идея советских синтезаторов меня проняла после нескольких роликов на ю-туб, т.к. в реальной жизни не доводилось сталкиваться с такой техникой Посмотрел на Ритм-2 и офигел да ведь это настоящий советский Муг, собранный из космических деталей! Так я понял, что и в СССР делали годную аудио-технику.

Далее, я зашел на авито и офигел с цен на советские синты — ведь это жалкие копейки!
Подумать только, раньше эти синты стоили немалых денег, эпоха сменилась, их больше никогда не сделают, это настоящее наследие, и стоит оно гроши. Я загорелся желанием купить себе какой-нибудь советский синт, чтобы убедиться, что я не обманулся. Сначала искал Ритм-2, но оказалось что это довольно-таки редкий синт. Но вот мне попался другой хороший синт Юностью-21, кстати возможно одного из участников нашего форума. Обошлась мне эта юность всего в 5к рублей, в отличном состоянии, только клавиши пожелтели слегка
Что хочу сказать — звук у неё очень красивый, ностальгический. Советский безграничный космос. Лично у меня ассоциации с «тайной третьей планеты» )) в общем, как я и думал, синт оказался весьма интересным. Есть правда у него 1 большое НО — звук юности настолько «жирный», что забивает практически все частоты как это уладить? Чтобы не было лишних шумов? ну и погромче бы её сделать тоже неплохо бы)
Ну а сейчас из советских синтов я нацелен на:
Re: Советские синты!
Сообщение Vromber » 29 апр 2014, 13:19
Re: Советские синты!
Сообщение k4d4w3r » 29 апр 2014, 13:25
Re: Советские синты!
Сообщение Vromber » 29 апр 2014, 16:06
Re: Советские синты!
Сообщение sergey1379 » 29 апр 2014, 16:17
меня чото сильно за долбал откровенный фетиш по ним. у меня вот есть поливокс. ну это гроб! который всё время надо допиливать)) так как детали не молодеют) причём почему то русские в особенности.
и не смотря на то что выглядят некоторые как копии западных, в нутрях у них совсем все по другому может быть. ведь мы великая страна в то время не могли даже взять миди стандарт. такие амбиции были. у некоторых вроде даже вход под миди есть ( хотя могу ошибаться) а самого миди нет.
смешно так же.. когда на старых антресолях отыскивают аппараты и давай их анонсировать. а они уже после 30 лет гниения в сарае да же и звук то не издают какой должнен быть изначально. в починке они не дёшевы, в настройке и звукоизвлечении сердиты, в переноске тяжелы, и только в колеекции БОЖЕСТВЕННЫ И ЛЕГЕНДАРНЫ
ранее не сильно интересовался аналоговыми синтами но по мне, то что было во время синтов в ссср. и то что было у roland и ямах и тд. мне как то больше теперь нравится)) и кстати после падения железного занавеса. все офигели, что у нас есть катушечники приемлемого уровня и синты. а не только танки с ракетами)) и запад подсел на наши игрушки)) видим что лакеи мерлина менсона тащат поливокс, крутые мужики из рамштайна и даже интеллигентный моби с гордостью говорит) А У МЕНЯ ТОЖЕ ОН ЕСТЬ )))
в итоге сбагрю полик и куплю dsi tetra и если играть не буду на нём)) уж не буду спотыкаться об него)))